Оксана Аксенова
Проект «В гости к нам пришла матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) к условиям реализации основной образовательной программы являются требования к развивающей предметно - пространственной среде. Для детей младшего возраста нужны яркие, простые, безопасные игрушки.
Темочки:
Одной из таких игрушек по праву можно считать «МАТРЁШКУ».
Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа.
Не стоит забывать, что «Матрешка» - это детская развивающая игрушка. «Матрешка» удивляет собой - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра: ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику, развивает моторику рук. Эта замечательная игрушка имеет заслуженное признание у воспитателей.
В настоящее время не все современные родители знают, как воспитывать у детей уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа. И мы решили, с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку - «Матрешку».
Игрушка-Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития детей. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.
Возраст участников проекта: дети от 3 до4 лет.
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой - матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.
Задачи:
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
-Обогащать словарь детей, через чтение художественной литературы, беседы.
-Знакомить с содержанием игр, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.
- Развивать творческие способности детей, умения выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту.
-Воспитывать интерес детей к народному творчеству на примере игрушки -Матрешки.
-Повысить родительскую компетенцию в вопросах воспитания и развития детей.
По окончанию работы над проектом:
дети заинтересованы игрушкой-матрешкой. Приобрели навыки использования игрушки и различные способы игры с ней. Дети знают отличительные особенности матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук, имеют представление о цветовой гамме матрешек. Проявляют интерес к изобразительной деятельности, стихам, песням, стремятся двигаться под музыку.
Педагог: развивает социально-профессиональную компетентность
Родители: учитывают опыт детей приобретенный в детском саду. Обогащают знания при чтении дома детям стихов и рассказов о матрешке.
ДОУ: Улучшена работа по взаимодействию с родителями, активизирована их позиции, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.
На первом этапе я познакомила родителей с предстоящим проектом. Мы составили совместный план работы над проектом. Я оформила родительский уголок, подобрала художественную литературу, наглядный материал (иллюстрации); дидактические, подвижные игры.
В основном этапе я выстроила работу по двум направлениям:
1. Совместная деятельность педагога и детей.
В первый день мы с детьми побывали на ярмарке. На веселом представлении встретили и познакомились с необыкновенной куклой-деревянной матрешкой. Послушали про нее стихи Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», отгадали загадки. Внимательно рассмотрев, выделили, что у нее есть платок, кофта, фартук, расписанный красивым узором-большим цветком. Разучили игру-пляску «Мы матрешки, вот такие крошки» и поиграли в игру «Собери матрешку».
Утром матрешка пришла в гости к ребятам и мы стали сравнивать матрешек, выстраивать в ряд по росту, обращая внимание, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. Затем поиграли в «Детский сад», где дети делили матрешек по группам: маленькие в младшую группу, большие-в старшую группу. Провели с матрешками физминутку «Матрешки». Решили, что необходимо для куколок построить домики. Этим мы занялись на следующий день. Из доступного строительного материала мы построили домики и обыграли их. Вечером я предложила изготовит подарок для матрешек, нарисовать разноцветные платочки. Мы закрепили основные цвета, геометрическую форму (треугольник, умение пользоваться кистью и гуашью.
Дальше, рассмотрев наши платочки, мы пришли к пониманию, что платочкам не хватает украшений, и мы принялись за работу. С удовольствием дети приклеивали яркие цветы на свои разноцветные платочки подарки, которые мы поместили на нашу творческую выставку. В свободное время мы складывали пазлы «Сложи матрешку», устраивали для матрешки чаепитие, закрепляли умение собирать матрешку в дидактической игре «Собери и разложи».
2. Родители тоже не остались в стороне. Я для них провела консультацию «Матрешка - детская развивающая игрушка». Изготовила папку-передвижку «Матрешка - самая известная русская игрушка». Родители в свою очередь, вместе с детьми изготовили книжку-малышку «Стихи и загадки про матрешек».
Заключительный. Итогом проекта стало совместное развлечение «В гости к матрешке», где мы пели песни, танцевали, играли и дарили подарки. Вот так весело завершился наш проект.
Таким образом, в игровой форме мы затронули все виды детской деятельности.
Я отметила положительную реакцию и эмоциональный отклик детей на игрушку. Знакомясь с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними. Возросла речевая активность детей. Дети знают отличительные особенности матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук, имеют представление о цветовой гамме матрешек. Проявляют интерес к изобразительной деятельности, стихам, песням, стремятся двигаться под музыку.
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями. Они приняли активное участие в реализации проекта. Стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
Этот проект может успешно применяться в работе других педагогов.