Светлана Головина
Организация экспериментальной деятельности по ознакомлению с миром природы «Увлекательная экология»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МИРОМ ПРИРОДЫ
Основная задача педагогической работы по ознакомлению детей с миром природы видится в том, чтобы сформировать у них целостное восприятие и представление о различных объектах и явлениях природы, их взаимосвязях. Следует отметить, что формирование экологических представлений и экологической культуры успешно происходит в том случае, когда дети получают не отдельные знания о природном объекте/явлении, а определённую группу знаний, отражающую существенные связи и зависимости.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности по ознакомлению с миром природы „Увлекательная экология“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для реализации на практике работы по ознакомлению с миром природы детей необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, в том числе оборудовать центр опытно-экспериментальной деятельности. Создавая стационарную мини-лабораторию, вместе с детьми можно придумать ей название (например, «Маленький ученый», эмблему (например, глаз, глядящий сквозь лупу). Весь материал, имеющийся в лаборатории, подразделяется на пять разделов.
Первый раздел «Живая природа»
Для его оформления понадобится полочка с семенами растений из сообществ «Сад», «Огород», «Лес», «Поле». Например, к первому относятся семена яблони, сливы, вишни, абрикоса, груши; ко второму — семена фасоли, гороха, огурцов, редиса, моркови, помидоров; к третьему — каштана, дуба, ягоды рябины, липы, клена; к четвертому — зерна пшеницы, кукурузы, гречихи, свеклы, льна и т. д. Здесь же устраивается «мини-огород» (домик, хозяином которого будет Чипполино, ящички — грядки с растениями для наблюдений, в котором находятся несколько комнатных растений, прозрачные емкости с почвой. Прозрачные стенки позволят детям наблюдать за ростом корней растений.
Второй раздел «Неживая природа»
В этом разделе хранятся материалы, предназначенные для проведения различных исследований (например, песок, глина, гравий, земля, камни, уголь, мел, ракушечник).
Третий раздел «Природный материал»
В лаборатории удобно хранить природный материал, предназначенный для организации разных занятий : шишки, мхи, кусочки коры деревьев, птичьи перья, кусочки кожи, меха, скорлупы орехов и др. Предложить детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представить интерес для ученых, попросить принести их в лабораторию и объяснить свой выбор.
Четвертый раздел «Свойства материалов»
В этом разделе размещаются коробочки с различными материалами: бумагой (разного цвета, плотности, прозрачности — копировальная, наждачная, фольга, тканями, древесиной, металлом (гайки, скрепки, проволока, болты, винтики, шурупы, магниты и др., резиной и стеклом (разной прозрачности и цвета, увеличительные стекла); кроме этого — тактильные дощечки, пищевые (растворимый кофе, сухое молоко) и непищевые (гуашь) красители, пищевые продукты (масло, соль, мука, сахар, крахмал, бутылочки для определения запаха, шумовые бутылочки.
Пятый раздел «Приборы и оборудование»
Для проведения опытов: здесь используются бросовый, в частности, упаковочный материал различных размеров и форм, стаканчики разной степени прозрачности и цвета (из-под мороженого, йогуртов, гуаши и другие, реализуя лозунг: «Отходы — в доходы»). Для проведения опытов необходимы также пластмассовые ложки для сыпучих материалов, деревянные палочки, трубочки для коктейля (новые, бумага для фильтрования, пипетки, колбы, пробирки, шприцы (без игл, сито, свечи, воздушные шары, султанчики, веера, вертушки, безмен и самодельные весы, компас, песочные часы, лупы, микроскоп, воронки, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, линейки, веревки разной длины для измерения длины и т. д., клеенчатые фартуки. Здесь же нужно поставить от-дельный столик, на котором всегда найдутся те или иные материалы или оборудование для самостоятельных исследований по изучаемой теме. В лаборатории хранится и оборудование для проведения исследований на улице: совочки, емкости и т. п.
Требования к объектам уголка экспериментирования
Безопасность для здоровья и жизни детей.
Открытость и доступность.
Разнообразие материала.
Эстетичность.
Соответствие содержания возрасту детей.
Привлекательность материала.
Требования к объектам, используемым в опытах и экспериментах
Безопасность объектов для детей.
Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.
Объекты, используемые в опытах, должны быть знакомы детям.
Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей.
Таким образом, в экспериментальный центр можно разместить следующие материалы и оборудование:
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, пробирки, мерные ложки, колбы, резиновые груши);
природный материал (камешки, песок, земля, глина, ракушки, птичьи перья, листья, семена и т. п.);
приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объёма и формы;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д. ;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
красители: гуашь, акварель и т. д. ;
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл, мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т. д. ;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т. д.
Дополнительное оборудование
детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов;
карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге;
дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента;
совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки;
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития [1].
В дошкольном возрасте алгоритм экспериментальной деятельности состоит из следующих блоков:
1. Постановка проблемной игровой ситуации (вместе с педагогом);
2. Определение воспитанниками возможных методов решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. Применение детьми данных методов, способствующих решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4. Ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
5. Предложение гипотез и самостоятельная формулировка выводов детьми
6. Фиксация полученных знаний и умений. [5].