Юлия Свешникова
«Уважайте светофор!». Конспект сюжетного занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закрепить и выявить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении; формировать положительное эмоциональное состояние детей.
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: понимает значение светофора и работу полицейского, знает и различает знаки особых предписаний («Пешеходный переход», информационные знаки («Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», знаки сервиса («Гостиница или мотель», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», имеет представление о некоторых видах транспортных средств («Скорая помощь», «Пожарная», Полиция», машина МЧС); в рамках образовательной области «Познавательное развитие»: проявляет внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, умение устанавливать простейшие связи, делать выводы, осознает, что человек создает предметы, изменяет и совершенствует их, делая жизнь более удобной и комфортной; в рамках образовательной области «Речевое развитие»: стремится к свободному общению со взрослыми и сверстниками, проявляет желание и умение слушать художественные произведения, старается владеть всеми компонентами устной речи; в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: проявляет интерес к творческой деятельности (рисование); в рамках образовательной области «Физическое развитие»: участвует в физических упражнениях.
Публикация «„Уважайте светофор!“, Конспект сюжетного занятия в средней группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Форма проведения: сюжетное занятие.
Словарная работа:
существительные: светофор, транспорт, автобус, троллейбус, грузовик, переход, пешеход, академия, эрудиты;
прилагательные: грузовой, легковой, пассажирский, наземный, подземный, надземный, специальный, красный, зеленый, желтый;
глаголы: переходить, ехать, плавает, работает, управляет.
Предварительная работа:
1. Чтение детской литературы: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Г. Георгиев «Светофор», С. Михалков «Моя улица». Знакомство с книгой Г. П. Шалаевой «Дорожные знаки».
2. Наблюдение за работой светофора, регулировщика, движением транспорта.
3. Целевая прогулка «Перекресток».
4. Беседа с детьми «Транспорт на дороге».
5. Дидактическая игра «Дорожные знаки» и другие настольно-печатные игры.
6. Просмотр театрализованных представлений по ПДД.
Оборудование: сюжетные картинки по теме, работающая от батареек игрушка «Светофор», жезл, демонстрационный материал, дидактические игры и задания, кроссворды с зашифрованными словами.
Ход сюжетного занятия
I. Организационный момент.
Дети сидят на ковре, входит воспитатель с Незнайкой (ребенок подготовительной группы).
Воспитатель. Ребята, сегодня с нашим Незнайкой случилась неприятность.
Незнайка. Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему это с ним случилось?
1-й ребенок. Потому что шел один.
2-й ребенок. Смотрел по сторонам.
3-й ребенок. Не знает, как переходить дорогу.
4-й ребенок. Потому что спешил.
Воспитатель. Да, он действительно очень спешил. Он пришел к нам за помощью. Никак не может прочитать слово, зашифрованное в кругах. А мы сможем?
Дети. Да, мы постараемся.
Дети вместе с воспитателем разгадывают кроссворд: соединив линиями каждую цифру с соответствующей клеткой, по первым буквам составляют слово.
1-й ребенок. В слове снежинка первая буква С.
2-й ребенок. В слове волк первая буква В.
3-й ребенок. В слове ежи первая буква Е.
4-й ребенок. В слове туфли первая буква Т.
5-й ребенок. В слове овощи первая буква О.
6-й ребенок. В слове флажок первая буква Ф.
7-й ребенок. В слове окна первая буква О.
8-й ребенок. В слове рыба первая буква Р.
Дети (вместе). Получилось слово СВЕТОФОР.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, смог бы светофор помочь Незнайке безопасно перейти улицу?
Дети. Да, если бы Незнайка знал, что обозначают сигналы светофора.
II. Постановка цели занятия.
Воспитатель. Вы знаете правила дорожного движения?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, тогда я приглашаю вас принять участие в конкурсе юных эрудитов «Уважайте светофор» и проверить свои знания по правилам дорожного движения. Вы согласны принять в нем участие?
Дети. Да, согласны. Мы и Незнайку с собой возьмем.
Воспитатель и дети переходят за столы. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Мы находимся в Академии дорожных наук, где и будет проходить конкурс юных эрудитов. Прошу занять свои места. За каждый правильный ответ участник конкурса получает жетон.
Воспитатель надевает шапку и мантию и превращается в Доктора дорожных наук.
III. Дидактические задания и игры.
Доктор дорожных наук. Что обозначают сигналы светофора?
Дети (читают отрывок стихотворения).
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!».
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков
Доктор. Найдите среди окружающих предметов то, что имеет цвет сигналов светофора, и соедините их линиями с соответствующим цветом светофора.
1-й ребенок. Помидор, мухомор, вишню мы соединяем с красным сигналом светофора, потому что они красного цвета.
2-й ребенок. Лимон, банан, цыпленка, грушу – с желтым сигналом светофора.
3-й ребенок. Огурец, ель, кактус, горох – с зеленым сигналом, они зеленого цвета.
Доктор. Найдите нужный знак, обозначающий движение пешеходов. Назовите его. Обведите в круг. Какой глазок светофора должен гореть в это время для транспорта? Раскрасьте его.
Дети. Это знак особых предписаний, он в синем квадрате. Он обозначает, где можно переходить улицу. Пешеходы переходят на зеленый свет. А для машин в это же время зажигается красный глазок светофора. (Один из детей раскрашивает глазок светофора красным цветом.)
Доктор. Если светофор сломался, как быть? Как переходить улицу?
Дети. Дорогу можно переходить по специальным переходам.
Доктор. Какие вы знаете переходы?
Дети. Есть подземный переход, надземный переход, наземный переход.
Доктор. Назовите знаки одним словом.
Дети. Это информационные знаки: подземный и надземный переходы.
Ребенок читает:
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход:
Подземный и наземный,
Похожий на зебру,
И надземный переход
От машин тебя спасет!
В. Добрякова
Доктор. Ребята, по наземному переходу нельзя переходить, если не работает светофор. А вот кто нам в этом случае поможет, вы узнаете, отгадав загадку-шутку:
Посмотри, силач какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик!
Дети. Это регулировщик.
Доктор. Запомните: если регулировщик стоит на дороге, надо слушаться только его. Он даже главнее светофора. Каким предметом пользуется регулировщик?
Дети. Палочка, жезл.
Доктор. Какого цвета нам нужна краска, чтобы раскрасить жезл?
Дети. Черная и белая, потому что жезл в полоску (похож на зебру).
Доктор. На дорогах нашего города очень много транспорта. Давайте поможем Незнайке найти дорожный транспорт, назвать его. А все что не относится к транспорту.
1-й ребенок. Кастрюля, ножницы, зонт, фонарь – это не транспорт, мы обвели их в круг.
2-й ребенок. К дорожному транспорту относятся автомобиль, трактор, троллейбус, автобус, спортивная машина.
Доктор. А сейчас, юные эрудиты, я предлагаю вам пройтись по шоссе.
Физкультминутка «На шоссе».
По шоссе спешат машины –
«Ш-ш-ш!» – шуршат спокойно
шины.
Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.
И шипят со злом уже:
«Не спеш-ш-ши на вираже!».
Бегут по кругу в обратную сторону.
Еж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком.
Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут на спину, а правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.
Над ежом кружится стриж:
– Ты куда же, ёж, спешишь?
Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.
– Прямо в город, по шоссе
Тороплюсь я, как и все.
Идут, воображая ежика.
Будь, дружок, настороже,
Не спеши на вираже!
Р. Бородулин
Бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.
Доктор. Посмотрите, в следующем задании все машины находятся в центре рисунка. Дайте название каждой машине.
Дети. Это такси, грузовая машина и скорая помощь.
Доктор. Для чего они предназначены?
1-й ребенок. Такси везет пассажиров.
2-й ребенок. Грузовая машина везет мясо.
3-й ребенок. Скорая помощь спешит к больным.
Доктор. Найдите место (по знаку, до которого должна добраться каждая машина.
1-й ребенок. Такси везет пассажиров в гостиницу.
2-й ребенок. Грузовая машина везет мясо в столовую.
3-й ребенок. Скорая помощь спешит в больницу.
Доктор. Правильно, это все сервисные знаки. Какая машина доберется до места назначения быстрее всех? Почему?
Дети. Скорая помощь доберется быстрее, у нее короче путь. Она везет больного.
Доктор. Какой глазок светофора горит для машин?
Дети. Зеленый.
Доктор. Ребята, на наших дорогах много разного транспорта. Но наш Незнайка не знает, кто на каком транспорте работает. Помогите ему.
1-й ребенок. Пожарный работает на пожарной машине.
2-й ребенок. Врач работает на скорой помощи.
3-й ребенок. Моряк плавает на корабле.
4-й ребенок. Полицейский работает на патрульной машине.
5-й ребенок. Космонавт управляет ракетой.
6-й ребенок. Танкист управляет танком.
7-й ребенок. Летчик управляет самолетом.
Доктор. Знаете ли вы, что такое специальный транспорт? Есть ли он на нашем рисунке?
1-й ребенок. Да, здесь есть такой транспорт. Это машина скорой помощи, пожарная и полицейская машины.
2-й ребенок. А еще есть машина, на которой работают спасатели.
Доктор. Эти машины имеют звуковой сигнал – сирену. Специальному транспорту нужно всегда уступать дорогу. Они спешат на помощь. А спешат они на помощь потому, что взрослые и дети не всегда выполняют правила дорожного движения и правила поведения. Посмотрите на эту страничку.
– Оцените поступки детей.
Дети. На этих картинках дети нарушают правила дорожного движения. Нельзя играть с мячом на дороге. Нельзя на проезжей части гулять с собакой. Нельзя разбивать светофор.
Доктор. А если бы случилось несчастье, что нужно сделать?
Дети. Нужно срочно звонить в полицию, скорую помощь.
Доктор. Вы знаете номера этих служб?
Дети. Знаем. Полиция – 02, скорая помощь – 03, пожарная – 01.
Доктор. Что нужно делать, чтобы не пришлось никуда звонить?
Дети. Нужно выполнять правила дорожного движения.
IV. Итог занятия.
Доктор. Незнайка, на нашем занятии ты для себя узнал что-нибудь новое?
Незнайка. Правила дорожного движения –
Это часть таблицы умножения.
Пешехода надо уважать,
На него не надо наезжать.
И прошу вас уважать шофера,
Каждый может стать шофером скоро.
Если рядом путь перебегать,
Можем мы шофера напугать.
Нужно всем участникам движения
Соблюдать законы уважения.
Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»
Доктор. Свои правила имеют и шофер, и пешеход. Но, выполнив последнее задание, вы узнаете очень важное слово как для пешехода, так и для водителя.
Дети вместе с Незнайкой и воспитателем разгадывают кроссворд.
Доктор. Какое же это слово?
1-й ребенок. В слове волк первая буква В.
2-й ребенок. В слове ножницы первая буква Н.
3-й ребенок. В слове иголка первая буква И.
4-й ребенок. В слове мышь первая буква М.
5-й ребенок. В слове ананас первая буква А.
6-й ребенок. В слове нож первая буква Н.
7-й ребенок. В слове индюк первая буква И.
8-й ребенок. В слове если первая буква Е.
Это слово ВНИМАНИЕ.
Доктор. Правильно, это главное качество, которым должны обладать как пешеходы, так и водители.
Подведение итогов конкурса юных эрудитов. Вручение медалей победителям.