Лариса Суворова
Утренник в старшей группе «Как народы Поволжья весну встречают»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»
Цели: популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей, развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки. Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов; создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. Приобщение детей и родителей к народному фольклору.
Задачи:
Публикация «Утренник в старшей группе „Как народы Поволжья весну встречают“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
«Музыка» : совершенствовать певческий голос, развитие навыков танцевальных движений; продолжить приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус.
«Социализация» : развивать интерес к народным играм; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; развивать у детей артистические способности.
«Коммуникация» : развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
«Чтение художественной литературы» : прививать чуткость к поэтическому слову
«Физическая культура» : развивать глазомер, формировать выносливость, быстроту.
.
Ход:
1. Вводная часть.
В фойе встречают гостей скоморохи, играют на дудочке и в барабан.
Скоморох. – Здравствуйте, родители! В наш праздничный зал пройти не хотите ли!
Скоморошка. Проходите без стесненья!
Билетов не надо.
Предъявите только нам
Веселое настроение!
Родители занимают места в музыкальном зале. В фойе находятся дети в народных костюмах. Они проходят в зал после родителей.
Воспитатель. Ой, что это за честной народ здесь собрался?
Что за праздник будет тут, кто бы догадался?
Скоморошка. Заходите, ребятишки
Девчонки и мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли
К нам на праздник зашли.
Проходите, не стесняйтесь,
Удобнее располагайтесь!
Под музыку дети проходят и встают около стульев.
Скоморох. Какие вы все ладные да нарядные.
Катюшка – Катюшка
Златовласая девчушка,
А Арсенька - молодец
И Данилка– удалец!
И татары и удмурты,
И чуваши, и мордва
Всех мы рады сегодня видеть
И праздник открывать пора!
Воспитатель. Подождите, скоморохи.
Нас на праздник пригласили
И совсем не пояснили,
Что за праздник будет тут.
Объясненья гости ждут.
2 Основная часть.
Ребенок. Как во городе во Чапаевске,
Во Самарской большой губернии
Отмечают наши детушки
Праздник славный,
Праздник весенний.
Ребенок. На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Дети берутся за руки и встают на хоровод «Веснянка».
Воспитатель загадывает загадку об избе.
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
Воспитатель. – Правильно, изба. А давайте заглянем в избу.
Воспитатель стучит в избу.
Ребенок. Ой, что-то лежит у порога (ребенок поднимает лапоть, показывает). Это обувь простых людей, называется «лапоть». Носили ее давным-давно, в старину. Плели из лыка. Клали лапоть на пороге дома от нечистой силы и злых духов. Значит и нас кто-то решил уберечь от них. Только вот кто? Уж не домовой ли?
Домовенок Прошка. Апчхи! Апчхи!
Воспитатель. Ой, кто это?
Домовенок. Кто, кто, а то не знаешь (выходит из избы). Это я, домовенок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про все на свете знаю. А вы кто такие?
Воспитатель. Это дети из детского сада. Хотят посмотреть и показать, как народы Поволжья весну встречают, какие песни поют, какие игры знают.
Домовенок. Это можно. Мы живем с вами на красивой реке Волга. Наша Волга считается самой крупной рекой мира. Поволжье многонациональный край. Здесь живут русские, удмурты, чуваши, марийцы, татары, мордва.
Выходят дети в национальных костюмах.
Ребенок в русском костюме. У моей России
Очи голубые, русая коса.
На лесных озерах,
На степных просторах
Поднялась Россия –
Дивная краса.
Ребенок в татарском костюме. Татарстан трудись и пой
В работе, в песне я с тобой.
Чтоб сады твои цвели,
Чтоб била нефть из - под земли.
Ребенок в чувашском костюме. Чувашия песнями славится,
Городами светлыми, новыми,
А какие сады вишневые,
А пшеница в поле – красавица.
Ребенок в удмуртском костюме. Республика – Удмуртия,
А страна – Россия.
Нет родины прекрасней,
Нет родины красивей.
Ребенок в марийском костюме. Марийский край родной на карте мира,
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах мой край марийский милый,
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Домовенок. Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Поволжья трудолюбивые люди. А для отдыха устраивают праздники.
Ребенок. Идет Матушка-Весна - отворяй ей ворота.
Белый снег сошел, значит Март пришел.
Танец с ложками.
Входят дети в удмуртских костюмах.
- Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. На кануне Акаяшки топили баню, надевали белые рубахи, готовили кушанье. Каждая семья выходила на свой участок земли и начинала пахать землю. Вспахав первую борозду, туда клали яйцо или лепешку в честь своих предков. Во время праздника Акаяшки проводились конные состязания.
Игра «Конное состязание».
Дети встают парами (конь и наездник). Первый игрок –конь-вытягивает руки назад-вниз, второй-наездник-берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.
Правила игры. Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает только наездник.
Предложить родителям подержать платочки.
Ребенок. Вот апрель в окно стучится.
Что несёт нам наш апрель?
Прилетают с юга птицы,
Тает снег, звенит капель.
Дети поют песню «Апрель».
Выходят дети в марийских костюмах.
- У марийцев, как у русских и чувашей, есть главный весенний праздник. У марийского народа он называется Кугече (Пасха). К празднику Кугече готовились так: мыли все стены дома, потолок, стирали бельё, наводили порядок в доме и на дворе, варили пиво. К пасхальной неделе парни устанавливали качели. У качелей устраивали молодежные игры, песни и танцы. Одна из таких игр – катание яиц. Их ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что тот, кто набирал по -больше яиц - самый счастливый. Яйцами угощали родственников, соседей,
Игра «Кто больше наберет яиц».
Для игры потребуются пластмассовые мячики. Их выкладывают рядом друг с другом (можно кругом). Выходят два ребенка, у каждого в руках мячик. Каждый из детей встает на расстоянии 3 метров от своей кучки мячей. Дети должны покатить мяч так, чтобы выбить мячи. Кто больше выбьет, тот и выиграл.
Ребенок. Был апрель, а вот и Май,
Солнце в терем приглашай!
Я принес травы душистой,
И цветов, и дождик чистый.
И сережки для березки, а еще
Весну в повозке!
Выходят дети в татарских костюмах.
- В татарской семье в почете праздник Сабантуй. Он выявляет батыра. Слабый-не горюй.
- Вы татары выходите
Да свой танец покажите!
Дети танцуют татарский танец.
Выходят дети в чувашских костюмах.
Наступила всем на радость
Благодатная весна.
Горячо лаская солнце
Будит землю ото сна.
- В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлением чувашей, в этот день солнце выходит пританцовывая, то есть особенно торжественно и радостно. Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали детям древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар.
- По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали своим свистом весну счастливый год, богатый урожай.
Воспитатель. Наши дети тоже знают много сказок и сейчас одну вам покажут.
Дети сидят на стульях около пианино.
Инсценирование сказки «Красная шапочка на новый лад»
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Уважаемые гости, Вам понравились наши посиделки?
Народные традиции и обычаи сохраняет семья.
Семья – это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла.
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские их согревают,
Как солнца сеяния они горячи,
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных – как солнца лучи!
Заключительная песня «Песенка-чудесенка».