Прасковья Никонова
Утренний сбор как одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Никонова Прасковья Тарасовна
Воспитатель МБДОУ «Детского сада №1 «Солнышко»
с. Намцы Намского улуса Республики Саха (Якутия)
paraska.nikonova@yandex.ru
Утренний сбор - как одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми
Сегодня я хочу поделиться с опытом работы организации образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе на утреннем сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми. Наш детский сад реализует программу «Открытия», и делает акцент на такие моменты, как:
Публикация «Утренний сбор как одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми» размещена в разделах
-индивидуализация условий обучения и развития каждого ребенка;
-предоставление ребенку возможности выбора, как через планирование соответствующих видов деятельности, так и через организацию центров активности;
-участие семьи в воспитательно-образовательном процессе.
Одной из главных форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми в программе являются групповые сборы (Утренний сбор, вечерний сбор).
Дети приходят в детский сад с самым разным настроением и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра: пробуждение, утренний туалет, завтрак, в ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется еще один этап – поход в детский сад.
Вот почему тонкостям организации приема и утреннего сбора рябят, я уделяю особое внимание. В долгие годы я работала с детьми старшего дошкольного возраста, и на протяжении нескольких лет, стараюсь использовать разные формы мотивации своих воспитанников.
Наш день начинается с позитивного настроения и главное как можно разнообразнее встречать детей утром, замечая все изменения в их внешности, поведении, взгляде, всегда улыбаясь, быть приветливой и выражать словами свою радость от встречи с каждым, «Я рада видеть тебя…», "Что- то я уже стала волноваться где, же наш Артем". Как говорится: «Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день».
Приходя утром в детский сад, ребенок пишет свое имя на доске «Мин кэллим», в начале это удавалась не всем, писали со шпаргалки, потом к концу учебного года научились писать не только свое имя, а своих друзей, некоторые даже исправляли ошибки, умудрялись написать с большой буквы. Кто первым приходил в детский сад тому присуждается ответственное дело- линейкой аккуратно начертить таблицу на доске «Мин кэллим».
Также на дверях кабинок сделали кармашки, откуда ребенок вытаскивал лучик солнца, эти лучики потом соединяли и получалась солнышко или дарили друг другу с пожеланиями, добрыми словами. Еще в эти кармашки вкладывали часть большой картинки по теме дня, недели, потом, на утреннем сборе предлагала собрать целую картинку.
Структура группового (утреннего) сбора :
Приветствие ( инвариант: пожелания, комплименты, подарки). 1–3 минуты
Игра ( инвариант: тренинг, пение, слушание). 2–5 минут
Обмен новостями. 2–10 минут
Планирование дня ( инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). 5–12 минут [3, c.10]. Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
На сбор детей созываем тоже по разному, потому что дети шумные, играют, могут не услышать когда их просто так позвать: -звоном колокольчика, колокольчик тоже меняется, тогда дети сразу реагируют на изменения звука и появляется позитивный интерес; - звуком хомуса, после такого оповещения сбора в конце обязательно просят играть на этом национальном инструменте;
Групповой сбор предполагает создание атмосферы общения. Это действие происходит вокруг рабочей панели, где вывешен календарь, тема недели, информация на эту тему и Новость дня. Воспитатели наблюдаем за активностью и настроением детей, организовываем и помогаем детям спланировать их деятельность в течение дня. Для решения этих задач удобно рассаживаться в кругу, так, чтобы видели лица друг друга и хорошо друг друга слышали. Дети могут сидеть на ковре или мягком покрытии, на подушках или на стульях. Специального для сборов родители сшили нам якутские олбох. Дети должны чувствовать себя комфортно.
Для приветствия мы используем различные предметы (флажок, волшебную палочку, микрофон, которые передавали по кругу тому, кому предназначалось приветствие. Также стихотворные, песенные приветствия; здоровались ладошками, на других языках, жестами, плечиками, дарили разнообразные пожелания, комплименты, на придуманном языке. Дети сами выбирают приветствие, снимает напряжение, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
Тщательно спланировать утренний сбор мне помогают сами дети:
- заранее советуемся с детьми, что интересного они хотели бы узнать, увидеть, чем наполнить следующий день, что может сделать каждый для этого, тем самым мотивируя детей на продуктивный новый день.
- бывает для работы по определенной теме, (например Семья) необходима дополнительная информация, которую нужно подчеркнуть дома, нарисовать («Семьи бывают разные большие и маленькие, а какая семья у Вас? Нам всем очень интересно узнать о том как вы живете?. и, в этой ситуации на помощь приходят отзывчивые родители, они дополнительно мотивируют ребенка, а на утреннем сборе, ребенок по желанию делится своим сообщением, или представляет презентацию своей работы).
Затем у нас идет обсуждение. Дети принимают в нем участие, задают вопросы и комментируют услышанное.
Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт.
Предмет (микрофон, волшебная палочка) определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово. Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит - остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь. Дети сами, хотя и с помощью взрослого, разрабатывают правила, например, «Кладу вещи туда, где я их взял», «Когда кто-то говорит, я внимательно слушаю». Ребёнок, участвующий в разработке правил, самостоятельно следящий за их соблюдением и сам оценивающий своё поведение, учится быть ответственным за свои слова и поступки, жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Дети берут на себя ответственность за выполнение таких обязанностей, которые соответствуют их уровню развития, и которые они могут выполнить. Например, Точильщик карандашей (точит карандаши, Детектив (ищет потерянные вещи, Цветовод (поливает цветы, Миротворец (примиряет детей, Официант (накрывает на стол, Уборщик, или зам. воспитателя по хозяйственной части (подметает пол, воспитатель (отмечает посещаемость, Музыкант (выбирает песню, Библиотекарь (выбирает книгу для группового чтения) и т. д. Разумеется, педагоги всячески способствуют тому, чтобы дети менялись такими социальными ролями, т. е. чтобы каждый ребенок попробовал разные роли.
Также на данном этапе происходил общий обмен информацией : календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, /сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, / что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Дети не просто отмечали время года, но и называли предыдущее и следующее; перечисляли признаки текущего времени года. В этом нам помогал «Линейный календарь», где дети сами, отмечали событийные даты, погоду. Детям уже в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени, определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Динамическую паузу мы проводим также в соответствии с тематическим проектом. Планирование дня строится на модели трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что надо сделать, чтобы узнать?».
План деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня. Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.
Таким образом, он вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор.
Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы:
• «Центр искусств»;
• «Центр строительства»;
• «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);
• «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;
• «Центр песка и воды»;
• «Центр математики и манипулятивных игр»;
• «Центр науки и естествознания»;
• «Центр кулинарии»;
• «Открытая площадка».
Принципы образовательного процесса :
Мне здесь удобно, эта комната для меня!
Я все могу взять, достать, дотянуться!
Я знаю, что где лежит, потому что знаю и умею поддерживать порядок хранения.
Я не боюсь испачкаться краской при рисовании или намокнуть в Центра Песка и Воды, потому что есть халатики и фартуки.
Я знаю, чем мы занимаемся и чем будем заниматься!
Я могу выбирать!
Мои работы подписаны и признаны.
Я имею право развиваться в собственном темпе.
Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами Центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями.
Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, попросили родителям принести коробки из под обуви, они легкие, вместительные, легко входят в полку или в шкаф и расположили на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться. В некоторых из них дети хранят свои личные вещи. Дети сами украшали эти коробки, снабдили надписями и символами.
Самое главное место уделяется на «работающие» стенды: «Мин тулалыыр эйгэм», «Мин кэллим», «Загадка дня», «Я выбираю», «Звездочка недели» и др.
Детские работы и материалы на текущую тему выставляются на стенах, вывешиваются на веревке на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.
В конце хочется сказать, что со временем начали замечать, что дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагали взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в планировании дневных дел в группе, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам, действиям, действиям других.
Использованная литература:
1. Юдина Е. Г. Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ». - Москва 2014г.
2. Иваницкая Г. В. Утренний сбор — начало интересного дня // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1. — С. 13–15.
3. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. — М. : Издательство «Линка-Пресс», 2010.