Анна Ефимова
Утренний сбор — форма совместной деятельности детей и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Утренний сбор
Форма совместной деятельности
детей и воспитателя
Утренний сбор занимает важное место. Прежде всего эта возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Утренний сбор определяет атмосферу первой половины дня всей группы Утренний сбор для взрослых – это индикатор понимания детей, их состояния и настроения.
Публикация «Утренний сбор — форма совместной деятельности детей и воспитателя» размещена в разделах
Ход утреннего сбора
Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех или про каждого. Затем следуем обмен впечатлениями, новостями. После можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из
предложенного материала заинтересовало детей, а что нет;
появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы.
Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации. В организации утреннего сбора используем разные методы и приемы, которые дают возможность
активизировать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес.
Форма организации утреннего сбора позволяет педагогу проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не ограничиваться традиционными формами проведения занятия
Утренний сбор состоит из следующих этапов:
• Приветствие
• Работа с календарем
• Новости
• Тема
• Выбор деятельности
В утренний сбор также включаются физминутки и пальчиковые игры для снятия усталости у детей и повышения двигательной активности.
Приветствие
Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития. Задача педагога – задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день. Необходимо использовать разные формы приветствия :
• «Ладошки» - дети касаются друг друга ладошками и
говорят ласковые слова – комплименты;
• «Солнечный лучик» - дети передают в ладошках,
сложенных ковшечком, хорошее настроение;
• «Паучок» - воображаемый паучок, живущий в группе
здоровается с детьми, переходя из одних ладошек в
другие;
• Речевки – с именами детей в группе – сопровождаемые
прохлопыванием ритма и движениями.
Работа с календарем
В зависимости от поставленных педагогом задач и темы, которая проходит в группе, этот блок может быть :
• Небольшим - дежурный по утреннему сбору
«докладывает» всем, сколько детей присутствуют,
какой сегодня день недели, число и месяц;
• Развернутым – решение задач когнитивного
(экологического, математического и т. д, речевого,
социального развития
Как и что можно считать:
• Считаем детей на утреннем сборе, сколько мальчиков и
девочек. Сравниваем, кого больше, меньше; записываем
неравенство. Как сделать, чтобы детей стало поровну?
• Курочке нужно узнать, сколько червячков ей нужно
найти, чтобы накормить своих цыпляток. Кто поможет
курочке?
• Считаем детей парами; скольким детям не хватило
пары; делаем выводы.
• Считаем сколько рук, ног у всех детей.
• Считаем детей по одежде. Составляем таблицу.
Сравниваем полученные данные.
• Думаем, как поделить два яблока на всех детей.
• Считаем детей по возрасту : сколько пяти- и
шестилетних детей и т. д.
Для работы с календарем мы используем
следующие приемы:
• Наблюдения за явлениями погоды и составление
графика погоды (работа с условными
обозначениями).
• Считаем сколько дней осталось до Нового года, до
8 марта, до дня рождения Вани.
• Работа с использованием моделей года, недели, суток, дня и др.
Новости
Этот блок является важной частью утреннего сбора, в котором можно
решать задачи любого аспекта развития.
Здесь ребенку предоставляется возможность рассказать о том, что его
заинтересовало, что интересного он узнал, увидел. Ребенок в свободной обстановке, на интересном для него материале учиться строиться высказывания. Рассказывание новостей таит в себе большие возможности для развития монологической и диалогической речи, умения составлять рассказ по схеме (заранее нарисованные условные знаки; ориентируясь по ним, ребенок составляет рассказ). А, с другой стороны, в блоке новостей дети учатся внимательно слушать собеседника, учатся правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог.
Нужно обязательно в эту деятельность вовлечь всех детей, сделав так, чтобы выступающий ребенок говорил, обращаясь не лично к воспитателю, но ко всей группе. Приглашайте других ребят задавать вопросы рассказчику.
Регламент говорящих:
• Рассказывают только 2-3 человека;
• Можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка, «предварительная запись» - дети, если они хотят рассказать новость, зарисовывают ее на доске перед утренним сбором);
• Дети рассказывают новости по желанию, однако не стоит предоставлять это право одним и тем же детям. Форма предоставления новостей:
• Говорит ребенок, взрослый зарисовывает;
• Говорит ребенок, опираясь на заранее «нарисованную» новость;
• Один ребенок говорит, а другой зарисовывает. Потом меняются ролями. Новости на заданную тему Этот прием мы используем, если желающих рассказать очень много:
• Вкусная тема
• Тема здоровья
• Театральные новости
• Что мне снилось (сонные новости)
• Семейные новости
• Праздничные новости
• Новость, которая всех развеселит
• Что я видел интересного утром
• Новости о животных
• Анекдот
• Мои игрушки
• Открытие, изобретение
• Фантастическая новость
Тема
Содержание блока планируется педагогом заранее. Очень важно продумать такие виды деятельности, которые не были бы для ребят не слишком простыми, не слишком сложными; такими, которые бы интересовали всех детей. В этом блоке педагогом решаются задачи интеллектуального и речевого развития детей. Очень важно помнить, что задача педагога не в том, чтобы дать детям сумму знаний, но помочь детям научиться думать – сравнивать и анализировать, определять последовательности и противоположности, решать проблемные ситуации и делать выводы – оперировать имеющимися у ребенка знаниями. Использование разнообразных приемов и методов активного обучения позволяет детям быть активными участниками и делает процесс обучения увлекательным и эффективным.
1. Метод «мозгового штурма»
2. Организация проблемной ситуации
3. «Хорошо-плохо»
4. Кроссворды в работе с детьми (с 5 лет) Выбор деятельности Завершающим аккордом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Очень важно грамотно спланировать деятельность в центрах активности, создать условия для самостоятельных и совместных занятий детей. Немаловажную роль в этом вопросе играет создание развивающей среды в группе. Развивающая среда должна отвечать интересам и возрасту детей, соответствовать теме, быть доступной и разнообразной.
Спасибо за внимание!
Желаем
творческих успехов.