Анастасия Лыскова
Консультация для педагогов «Усвоение категорий рода детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из трудностей, с которыми сталкивается ребенок в процессе речевого развития - это усвоение категорий рода существительных.
В детской речи до определенного периода существует «двухродовая система»: мужской род — женский род, а средний род отсутствует вовсе. Это обусловлено тем, что средний род не может быть семантически определен, т. к. отсутствует какая бы то ни было связь с полом. На данной стадии развития речи слова среднего рода ребенок относит либо к женскому роду, либо к мужскому, потому что:
1. Средний род по системе окончаний косвенных падежей неотличим от мужского рода (города — окна, городу — окну).
2. Форма именительного падежа среднего рода при безударности окончаний совпадает по звучанию с аналогичной формой женского рода (зеркало — комната). Эти обстоятельства и обусловливают тот факт, что дети усваивают средний род гораздо позднее, чем мужской и женский.
Для группы существительных можно констатировать конфликт так называемого «морфологического» и «синтаксического» рода. Речь идет о словах по типу - дядя, дедушка, юноша и т. п. Дошкольники устраняют это противоречие в пользу рода «морфологического», например, «где моя ПАПА?». Данное явление может быть зафиксировано только на самом раннем этапе развития, когда дошкольник еще не имеет представления о половом различии одушевленных объектов. Однако, когда ребенок оказывается в состоянии усвоить реальные различия между полами живых существ, образуется база для овладения грамматическим противопоставлением существительных мужского и женского рода.
В большинстве случаев мы употребляем существительные мужского рода безотносительно к полу (врач, парикмахер, но бывает и так, что в языке появляется соотносительное образование со значением женского пола, например, учитель - учительница. Тогда в речевом потоке может прозвучать: Она прекрасный учитель и Она прекрасная учительница. Детям дошкольного возраста такое принять очень сложно, т. к. :
- чаще всего дети отказываются употреблять существительные мужского рода применительно к женщинам.
- при необходимости обозначить лицо женского пола, дети образуют с помощью суффиксов новые слова, руководствуясь при этом правилами системы русского языка: «ВОДИТЕЛЬНИЦА троллейбуса».
- трудности вызывают и существительные общего рода типа: неряха, умница, грязнуля, недотрога. Чаще всего они осознаются ребенком как относящееся исключительно к женскому роду. В таком случае возникает потребность в образовании слова со значением мужского рода: «Таня — слуга, а ты, Вова, СЛУГ».
Часто встречаются ошибки в использовании неодушевленных существительных. Поскольку внешнее выражение отнесенности к роду такое же, как в области одушевленных существительных, где налицо смысловая мотивированность, это иногда сбивает ребенка с толку — он стремится найти мотивированность там, где ее нет. Например, когда мальчик отказывается применить к себе «женское» слово царапина: «Это у Муси если — царапина, а у меня ЦАРАП, я мальчик!».
Основным фактором того, что до определенного времени дети как будто не замечают существования среднего рода, является то, что дети сначала усваивают родовую оппозицию в сфере одушевленных существительных, перенося ее затем на неодушевленные, а в сфере одушевленных средний род отсутствует.
Существительные среднего рода первоначально переводятся ребенком либо в женский («где другая КОЛЕНА?», либо в мужской род. («какой КОЛЕСИК маленький!»). Что касается одушевленных неличных существительных, то лишь у сравнительно небольшой группы имеются родовые обозначения (кот – кошка, козел – коза). В большинстве случаев применительно ко всему виду животных используется одно слово, которое по формальным приметам принадлежит к существительным либо мужского, либо женского рода (снегирь, журавль, жираф, синица, цапля, леопард).