Татьяна Владимировна Инешина
Устный журнал «Детям о пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Устный журнал
«Детям о пожарной безопасности»
(для начальной школы)
Цель: формирование у обучающихся знаний по правилам пожарной безопасности.
Задачи:
- познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество
и героизм людей этой профессии;
- проверить, обобщить и закрепить знания школьников по правилам
пожарной безопасности;
- убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
Публикация «Устный журнал „Детям о пожарной безопасности“» размещена в разделах
- воспитывать бережное отношение и правильное обращение со спичками,
электроприборами;
- составить памятку, как вести себя при пожаре;
- выявить возможные причины возникновения пожара;
- развивать осторожность, внимательность.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, рисунки детей (для оформления, тесты, памятки, видеоролик «Смешарики. Азбука безопасности».
Выставка книг: К. И. Чуковский «Путаница», С. Я. Маршак «Кошкин дом».
Ход мероприятия
I. Вводная часть
Вступительная беседа.
Ведущий: Отгадайте загадку.
Он, красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!
- О какой опасности идёт речь?
- Нам всем известно выражение «Огонь - наш друг, огонь - наш враг!»
- Кто объяснит смысл этой фразы?
Ведущий:
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.
Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
- Чем же может быть огонь?
- Другом и врагом человека.
- Но оказывается, огонь может быть и символом.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
- Как называется служба спасения от огня и какой номер этой службы?
- Кто сформулирует тему нашего классного часа?
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о службе спасения - 01 и о пожарной безопасности.
- Чем опасен пожар?
- Отчего может возникнуть пожар?
Давайте определим правила пожарной безопасности :
- Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
- Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
- Не сушите бельё над плитой.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
- Мы отправляемся в путешествие по страницам устного журнала «Детям о пожарной безопасности»».
- За правильный ответ участник получает жетон. Кто будет активнее всех работать получит звание «Спасатель».
- В конце мероприятия каждый получит памятку «Как вести себя при пожаре».
II. Основная часть
1 страница журнала «Немного из истории»
История пожарной охраны России с древних времен неразрывно связана с историей нашей страны. Войны, нашествия иноземцев, голод засушливых лет, эпидемии, страшные опустошительные пожары – все это пережили наши предки. Издревле борьба с пожарами носила всенародный характер, в которой участвовали как большие государственные чины, так и простой люд.
Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием «Русская Правда», изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром.
В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.
В ХIV и ХV веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры,
а именно возведение оборонительных каменных стен вокруг городов. Так, по повелению Великого Московского князя Дмитрия Ивановича (1350 -1389, в короткий срок
(1365-1367, Кремль был защищен двухкилометровой стеной, выполненной из белого камня. Именно с тех пор Москву стали называть белокаменной.
В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.
С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы «Решетки», службу в которых несли «решеточные приказчики» и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).
В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Служба в профессиональных командах была очень тяжелой, односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы.
- Опасна ли профессия пожарного?
- Чем она опасна?
- Кто из вас хотел бы стать пожарным?
- Какими качествами характера должен обладать человек этой профессии?
2 страница журнала «Литературная»
Из каких произведений взяты следующие строки?
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
К. И. Чуковский «Путаница»
С треском, щёлканьем и громом.
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
С. Я. Маршак «Кошкин дом»
- Кто из вас читал эти произведения? Кто их авторы?
- Чему они учат?
3 страница журнала «Загадка - Отгадка»
- Я вам загадку, а вы мне отгадку.
1. При пожаре не сидим, набираем(01)
2. Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
3. От маленькой меня не оберешь ты огня. (Искра)
4. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)
5. Чего на свете нет сильнее? (Огня)
6. И огонь везде, и жар. Это бедствие - … (Пожар)
7. На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь. (Костёр)
8. По деревне прошёл – ничего не оставил. (Огонь)
9. Красный телёнок чёрную корову лижет. (Огонь, котёл)
10. Вот такая мошка –
Осиновая ножка!
На стог села –
Всё сено съела. (Спичка)
11. Спешит, гудит: «Дорогу дай!"
Моргает глазом синим.
Примчится вовремя – (Пожарная машина)
- Молодцы. А теперь давайте поиграем.
Физминутка «Правила пожарной безопасности»
Произносим хором, где речь идё т о вас:
«Это я, это, я, это все мои друзья!»
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?.
Кто из вас, почуяв дым,
Голосит: «Пожар! Горим!» ….
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?.
Кто костры не поджигает
И другим не разрешает?.
4 страница журнала «Кто знает – быстро отвечает»
- Вы должны досказать недостающее словечко.
Уголек из печки «скок»!
И поджег половичок!
Наблюдателем не стой:
Уголек залей… (водой)
Жжется печь, - ее не тронь,
Потому, что в ней… (огонь)
Шалун со спичками шалил,
Шалун в больницу… (угодил)
Ростом невеличка – тоненькая спичка,
Только трогать спички не имей… (привычки)
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар … (в квартире?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил… (утюг?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички… (зажигал?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег … (костер?
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег … (листву?
Кто бросал в огонь при этом
Всевозможные… (предметы)
Помни каждый гражданин
Это номер … (01)
Дым увидел не - зевай
И пожарных … (вызывай).
5 страница журнала «Как поступить?»
- Перед вами ситуации. Вы должны правильно разобрать ситуацию
и выстроить последовательность своих действий.
Ситуация 1. Вы находитесь дома и заметили возгорание. Ваши действия?
- Сообщить в пожарную службу «01».
- Тушить возгорание любыми подручными средствами (водой, мокрой тканью, землей из цветочных горшков).
- Предупредить соседей.
Ситуация 2. Что нужно делать, если в комнате загорелся электроприбор, например телевизор? Ваши действия?
- Обесточить прибор, выдернув шнур из розетки.
- Накрыть плотной тканью.
- Если огонь не потушен, вызывать 01.
Ситуация 3. Ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу?
- Позвонить в службу спасения «01».
- Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
- Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань.
- Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать, фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.
- Иногда дети балуются и звонят в службу спасения 01. Можно ли это делать? Почему?
6 страница журнала «Человеческая жизнь – главная ценность»
Ведущий: Послушайте историю, которая произошла с тремя подростками.
Ничего тревожного не предвещал обычный день 6 апреля 2005 года в уральском поселке Железнодорожный. Трое подростков – Лёня Кузнецов, Серёжа Бородин и Антон Овчинников – возвращались после занятий. Неожиданно тишину поселковой улицы прорезал отчаянный женский крик:
- Пожар! Помогите! Дети в доме!
Ребята бросились к горящему зданию. Из окон третьего этажа вырывалось пламя, а за стеклом четвертого мелькали растерянные лица маленького Алёши и его сестрёнки Тани.
Не раздумывая, подростки вбежали в подъезд, но дорогу им перегородил огонь. Тогда они поднялись на четвертый этаж соседнего подъезда. Рискуя жизнью, Леня разбил остекление и перебрался на соседний балкон. Через несколько мгновений он вынес на руках из задымленной комнаты Алешу, а следом за ним его сестру и передал их товарищам.
Геройский поступок подростка отмечен президентом России. В торжественной обстановке Леониду Кузнецову вручили государственную награду – медаль «За спасение погибавших». Она была учреждена 2 марта 1994 года для награждения тех, кто отличился при спасении людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и при других обстоятельствах. Человеческая жизнь – главная ценность, ради спасения которой вступают в битву с огнем пожарные и их добровольные помощники.
- Кто главные герои в этой истории?
- Почему так случилось?
- Если бы их не оказалось рядом, что могло произойти?
- Почему рядом не оказалось пожарных?
- Какие выводы мы можем сделать после этой истории?
- Могли ли вы поступить также?
Тест «Что я знаю о пожарной безопасности»
- Сейчас проведём тест «Что я знаю о пожарной безопасности». У каждого на парте лежит тест. В нём 7 вопросов. Рядом с каждым вопросом варианты ответов. Выберите один из вариантов.
1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
2. Что обязательно должно висеть в школе на стене?
- картинки с рисунками на тему пожара;
- план эвакуации;
- портреты пожарных;
- ковры.
3. Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?
- лом;
- багор;
- огнетушитель;
- грабли.
4. Что делать, если начался пожар?
- зареветь;
- позвонить «01»;
- закрыться в шкафу;
- убежать.
5. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?
- залить сковороду водой;
- вынести её из кухни;
- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;
- убежать.
6. Что делать, если из телевизора пошёл дым?
- залить телевизор водой;
- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;
- убежать в другую комнату.
7. Что делать если, находясь в школе услышали 3 звонка или 1 длительный:
- ничего;
- спрятаться под парту;
- выбежать из класса или из школы.
- Давайте проверим, как вы выполнили тест. Кто ответил правильно получает жетон.
Ученик:
Три звонка летят по школе,
Быстротою с птицей споря.
Место построения
Знаем без сомнения!
И пути движенья тоже –
Тренировка нам поможет!
Если что-то вдруг случиться,
То должно всё получиться,
Так как на учениях,
Здесь – не развлечения!
Тут играть не время в прятки-
Брось все вещи и тетрадки-
Вдруг опасный поворот?
Ведь о жизни речь идет.
III. Итог мероприятия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам устного журнала «Детям о пожарной безопасности».
- О чем мы говорили на страницах нашего журнала?
- Посчитайте все свои жетоны. Кто из вас получит звание «Спасатель»?
(Награждение и вручение памяток).
- Каждый из вас получил памятку «Как вести себя при пожаре». Расскажите о них своим родителям и близким.
Наше мероприятие хочется закончить словами известного поэта:
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам!
Владимир Маяковский
Просмотр видеоролика «Смешарики. Азбука безопасности».
Приложение 1
Тест «Что я знаю о пожарной безопасности»
У каждого на парте лежит тест. В нём 7 вопросов. Рядом с каждым вопросом варианты ответов. Выберите один из вариантов.
1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
2. Что обязательно должно висеть в школе на стене?
- картинки с рисунками на тему пожара;
- план эвакуации;
- портреты пожарных;
- ковры.
3. Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?
- лом;
- багор;
- огнетушитель;
- грабли.
4. Что делать, если начался пожар?
- зареветь;
- позвонить «01»;
- закрыться в шкафу;
- убежать.
5. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?
- залить сковороду водой;
- вынести её из кухни;
- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;
- убежать.
6. Что делать, если из телевизора пошёл дым?
- залить телевизор водой;
- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;
- убежать в другую комнату.
7. Что делать если, находясь в школе услышали 3 звонка или 1 длительный:
- ничего;
- спрятаться под парту;
- выбежать из класса или из школы.
Приложение 2
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ
Основные правила поведения при пожаре :
1. При запахе дыма немедленно звонить по телефону 01.
2. Если возможно, покиньте помещение, закрыв окна и двери; если нет
стойте возле окна.
3. Если очаг возгорания небольшой, попытайтесь справиться с ним
самостоятельно: водой, песком, огнетушителем, любой плотной тканью,
землей из цветочных горшков.
4. При небольшой задымленности в подъезде продвигайтесь к выходу на
четвереньках, ползком, держась за стены, при этом, если возможно,
прикройте органы дыхания тканью, если нет—задержите как можно
дольше дыхание.
ОЧЕНЬ ОПАСНО, поэтому НЕЛЬЗЯ:
1. Выходить в сильно задымленный коридор, подъезд, поскольку дым очень
токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие.
2. Разбивать и открывать в горящем помещении окна, т. к. при доступе
свежего воздуха огонь разгорится еще сильнее.
3. Пользоваться во время пожара лифтом.
4. Спускаться вниз по лестничному маршу, держаться за перила — они
нередко ведут в тупик.
5. Прыгать из окон. Каждый второй прыжок с 3 этажа и выше — смертелен.
6. Проходить сквозь горящее помещение, если нет уверенности, что вы
сможете проскочить его за несколько секунд.
ЗАПОМНИТЕ!
За 15 минут выгорает полностью 3-комнатная квартира.
Смертельная доза угарного газа для человека — 4-5 минут нахождения в задымленном помещении.