Бельтюкова Ольга
Устное народное творчество, как средство развития речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолетний опыт работы с малышами показал, что звучность, напевность, ритмичность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, а это в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Ценность фольклора заключается и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Публикация «Устное народное творчество, как средство развития речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Особую важность приобретает фольклор в первые дни малыша пребывания в дошкольном учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому и маме. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство доверия и симпатии к взрослому, отвлечься от переживаний и успокоиться. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как умывание, одевание, кормление, укладывание спать, сопровождаемые словом тоже способствует созданию положительного эмоционального настроя.
Мой многолетний опыт работы с малышами показал, что для них более доступными являются малые фольклорные формы: пестушки, потешки, колыбельные песенки. Дети слушают их с интересом и выполняют движения соответствующие тексту. Поэтому мы поставили перед собой задачу использовать произведения устного народного творчества с целью развития у детей речевой активности.
Подбирая фольклорные произведения, мы обращали, внимание на то, чтобы они были просты, понятны по содержанию, побуждали к действию.
Ознакомление малышей с потешками мы проводили поэтапно:
Первый этап: развитие у детей интереса к новой потешке. Для этого мы использовали ее в режимных моментах, в игре, в повседневной деятельности.
Второй этап: рассматривание иллюстраций к потешке, обыгрывание ее с помощью игрушек.
Третий этап: повторное чтение потешки с обыгрыванием и побуждение детей к повтору потешки.
Четвертый этап: закрепление умения детей произносить потешку.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, малыши легко запоминали их, использовали в повседневной деятельности. С большим интересом слушали дети стихи и потешки, сочиненные воспитателями.
В фольклоре существует много потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Поэтому, для детей были подобраны произведения устного народного творчества, которые использовались во время пальчиковых игр. Перед своими маленькими слушателями мы ставили задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее с помощью рук.
Для достижения положительных результатов в развитии речевой активности детей, мы подключили родителей. Для этого провели консультацию «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка», обучающий семинар о пальчиковых играх, индивидуальные беседы об особенностях развития каждого ребенка. Родителям были предложены папки-передвижки с потешками, пальчиковыми играми, для закрепления материала дома.
В результате систематической работы у детей обогатился словарный запас, активизировалась речь, появился интерес к устному народному творчеству, к художественному слову. Наши воспитанники стали самостоятельно использовать потешки и пальчиковые игры в играх и повседневной деятельности.
Таким образом, наш опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста, способствует развитию речевой активности детей.