Ирина Губанова
Условия сохранения психического здоровья детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Через нас: взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Что же включает в себя понятие психического здоровья?
Термин «психическое здоровье» был введен в научный лексикон И. В. Дубровиной.
Публикация «Условия сохранения психического здоровья детей в ДОУ» размещена в разделах
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п., с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Психическое здоровье детей имеет свою специфику.
Для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И. В. Дубровиной на соотношение психического здоровья и развития личности. И. В. Дубровина утверждает, что основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.
Почему столь важно сохранять психическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.).
Для сохранения психического здоровья я работаю по трем направлениям:
- работа с детьми.
- работа с педагогами
- работа с родителями
Работа с детьми.
В адаптационный период я посещаю 1-младшие группы, проводится наблюдение, с целью выяления проблемных зон в период адаптации. Для обеспечения эмоционального комфорта с детьми проводятся адаптационные игры, такие как «Ветерок», «Пузырь», «Карусель», «Мы идем к солнышку» и др.
Для сохранения психического здоровья старших дошкольников я провожу групповые и индивидуальные занятия с детьми, в структуру которых включены различные упражнения на формирование коммуникативных навыков: умение устанавливать и поддерживать контакт, умение сотрудничать; на формирование позитивного отношения к своему «Я», так же проходят занятия на развитие умений открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их; так же я использую игры для формирования позитивного психологического климата в группе.
Работа с педагогами.
Включает психологическое просвещение персонала детского сада по интересующим их вопросам, беседы, консультации, рекомендации.
Работа с родителями.
Я считаю, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье
Проводятся индивидуальные беседы, консультации, так же использую методы психологического просвещения (консультации в родительских уголках) («Как сохранить психическое здоровье дошкольника», «Кризис 3-х лет», Родителям, желающим счастья себе и своему ребенку», и т. п.).
Таким образом, для сохранения психологического здоровья детей необходимо выполнение следующих условий : включение в профилактическую работу всего коллектива МБДОУ, активное участие родителей, отбор более эффективных диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.