Приложение МААМ

Условия развития общения детей 5–6 лет со сверстниками в процессе сюжетно-ролевых игр

Ушакова Анна Сергеевна
Условия развития общения детей 5–6 лет со сверстниками в процессе сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Общение выступает обязательным условием совместной игры дошкольников. Детям приходится действовать сообща – договориться о теме, правилах игры, распределись роли. В процессе общения проявляются, устанавливаются, развиваются взаимоотношения ребенка с партнерами по игре.

Детские игры различаются большим разнообразием: подвижные, творческие, дидактические, сюжетно-ролевые и т. д. В сюжетно-ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, которые формируют личностные качества ребенка.

Публикация «Условия развития общения детей 5–6 лет со сверстниками в процессе сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-ролевых играх, организуемых в детских группах, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. В сюжетно-ролевых играх обеспечиваются наибольшие возможности для приобретения дошкольниками опыта самим устанавливать взаимоотношения. На этой основе развиваются общественные формы поведения. Такой опыт является подлинной социальной практикой ребенка, его реальной жизнью в коллективе.

В сюжетно-ролевой игре как самостоятельной, творческой деятельности детей, где они имеют возможность объединяться по своему желанию, их отношения представлены наиболее полно и свободно, а общение, включенное в игру, выступает в качестве важнейшего условия актуализации этих отношений. Однако в целях формирования правильных взаимоотношений у дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми дошкольников.

В игре можно выделить два вида взаимоотношений – ролевые и реальные. Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия через действия партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. У дошкольников развивается мотивация общения, впервые открыто проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает сюжетно-ролевая и личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой мотивированной основе.

У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснить товарищам свои замыслы, но в хорошо организованном дружном игровом коллективе иногда также возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие, которому необходимо дать правильное направление. Споры могут возникать при выборе игры (каждому хочется, чтобы выбрали его предложение, при распределении ролей. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешить конфликты, постепенно приучая, чтобы они делали это самостоятельно.

Cодержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствующейся речи. Дети сопровождают речью свои игровые действия, пользуются его во взаимоотношениях со сверстниками. Овладение речью помогает ребенку стать инициатором в игре, занять такое положение, при котором он «законно» становится объектом подражания для других.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому собственный замысел игры, договориться о распределении ролей, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.

Созданию благоприятного климата в игровом объединении способствуют такие коммуникативные умения дошкольников, как умение адресовать высказывания сверстнику с целью привлечения его внимания к игре совместным действиям, использовать для этого обращения типа: «Посмотрите сюда.», «. А что если вам.» и т. п., умение обратиться к товарищу по имени или по названию его роли, умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу сверстника, принять его в игру, вежливо принять отказ сверстников играть вместе и т. п., умение выявить, удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала, умение обратиться к партнеру как к равному, не подчеркивая своего превосходства, умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.

Воспитательные воздействия, направленные на формирование техники общения в игре, необходимо сочетать с формированием социальной ориентации на партнера по играм. Это повышает интерес детей к сверстникам, стимулирует желание и возможности заменить изменения их настроения, состояния, увидеть возникающие перед ними трудности, помочь их преодолению. Все это важно для развития игры, оптимизации взаимоотношений в ней.

Общение и взаимоотношения детей в игре во многом обусловливаются наличием основанного на чувстве симпатии, избирательного предпочтении ребенка к партнеру. Важным условием установления социально принятых отношений между детьми является ориентированность ребенка в игре не только на действия и операции самой игры и динамику игровых событий, но и на сверстника, сферу его потребностей и переживаний.

Важен дифференцированный подход к каждому ребенку. Недостаточная сформированность операциональной сферы ребенка, излишняя медлительность, а также нарушения в сфере мотивов (отсутствие интереса к игре из-за стремления к каким-то другим видам деятельности) являются теми факторами, которые могут значительно затруднять его общение со сверстниками, участие в совместных играх и способствовать отчуждению от детского коллектива.

Возрастание длительности общения в одном игровом объединении объясняется совершенствованием способов и манерой общения, а также приобретением игровых навыков ребенка, умений объединяться в совместной деятельности, согласовывать свои действия и желания с действиями других детей, возрастанием избирательности общения, которая, как правило, характеризует дружеские отношения и свидетельствует о наличии у ребенка своей устойчивой игровой компании, что обеспечивает его эмоциональное благополучие в группе сверстников.

Таким образом, игра является эффективной формой организации взаимодействия детей в старшем дошкольном возрасте и развивает такие социальные качества, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении и взаимодействии со сверстниками, готовность оказать помощь, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

При этом, умение общаться - это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Через общение обогащается опыт ребенка, ускоряется ход его развития. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, обогащать опыт ребенка и формировать общественную направленность его личности. Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка дошкольного возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений. Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Публикации по теме:

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игрРазвивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс по изготовлению игрушки для развития мелкой моторики «Торт «Розочка» для сюжетно-ролевых игрМастер-класс по изготовлению игрушки для развития мелкой моторики «Торт «Розочка» для сюжетно-ролевых игр Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – её несомненное достоинство,.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУРазвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ Шевякова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №9 г. Нижний Ломов, Пензенская область Тема моей работы очень актуальна. Модернизация.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия развития общения детей 5–6 лет со сверстниками в процессе сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 06:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия развития общения детей 5–6 лет со сверстниками в процессе сюжетно-ролевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Ушакова Анна Сергеевна (УИ 1837856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД