Анна
Условия и средства развития связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26
«Условия и средства развития связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности».
Выполнила:
воспитатель
Егорова Анна Андреевна
Публикация «Условия и средства развития связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие связной речи требует применения вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у детей развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств являются театрализованная деятельность и театрализованные игры.
Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка.
Театрализованная деятельность – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка.
Необходимо создать условия и для активного развития связной речи ребёнка посредством театрализованной деятельности.
Условия для развития связной речи. Рассмотрим две группы:
- материально- технические;
- педагогические.
Материально- технические условия должны быть, как для совместной деятельности, так и для индивидуальной.
Одним из важнейших факторов работы по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности в группе является правильная организация развивающей предметно- пространственной среды. Для неё необходимо:
- литература,
- наглядность (карточки, схемы, картинки,
- оборудование (ширма, маски- шапочки, костюмы или элементы костюмов, декорации, фонограммы для сказок,
- различные виды театров (би-ба-бо, настольные, теневые, пальчиковые и др.)
- материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепка, рисование, раскрашивание).
Под педагогическими условиями понимается реализация педагогического процесса, то есть:
- образование, опыт, грамотность и организованность педагога;
- умение планировать образовательную деятельность и свободную деятельность детей.
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей в театрализованной деятельности :
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- сотрудничество между детьми, а также со взрослыми,
- занятия по развитию связной речи (чтение, пересказы, заучивания,
- занятия по театрализованной деятельности (игры с героями, этюды, инсценировки) и другая творческая деятельность,
- занятия по другим разделам программ.
Рассмотрим наиболее распространенные средства для развития связной речи, которые используются в театральной деятельности.
Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.
Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств. Например, при усвоении лексического материала, близкого детям, связанного с повседневной жизнью, на первый план выдвигается непосредственное общение детей со взрослыми в бытовой, учебной и образовательной деятельности. В ходе этого общения взрослые направляют процесс освоения детьми словаря. Навыки правильного употребления слов уточняются и закрепляются на немногочисленных занятиях, выполняющих одновременно функции проверки и контроля.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Участвуя в театрализованной деятельности, дошкольники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии и всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни воплощают в живые образы и действия, играя любые роли, тем самым активно развивая связную речь.