Токбаева Дана Муаедовна
Условия достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Для достижения оптимальной ДА детей необходимо : — запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; «распределять ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности,1 индивидуальных возможностей;
- осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;
— поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения надач, самостоятельного выполнения упражнений;
Публикация «Условия достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
— при подготовке к занятию продумывать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;
— предусматривать достаточную площадь, рациональное размещение пособий, выполнять санитарно-гигиенические требования, выбирать одежду и обувь;
— во вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;
— во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание; продумывать названия упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т. д., ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).
Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии :
— рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно);
— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);
- лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
— активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
— создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
— использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий;
— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.
Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке (сообщение)
Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей пяти-семи лет большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, не подавляя инициативы.
Практика показывает : одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок и т. д.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может доказать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей.
Пример.
Два мальчика ссорятся из-за велосипеда - оба пытаются сесть на него, толкают друг друга. Воспитатель приносит второй велосипед. Некоторое время дети ездят, не обращая друг на друга внимания. Однако однообразность действий скоро надоедает, и тогда один мальчик предлагает другому сначала просто кататься вместе по дорожке, затем преодолевать препятствия (объезжая кегли) на скорость.
Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены два основных этапа.
I. Устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняются его интересы к играм, упражнениям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у ребенка двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия : своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры.
На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений, поощрение.
Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение его разнообразными движе-ниями.
На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольников.
Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и «формированию внимания.
В руководстве двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка.
Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например: прокатить мяч по узкой доске в воротики, попасть мешочком с песком в цель и т. д.
Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним, прыгнуть из обруча в обруч и т. д.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д., а малоподвижных - на выполнении упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке и т. д.).
Все выше перечисленные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
Как создать условия для двигательной активности детей раннего возраста
Здоровый ребенок - это счастье родителей.
Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего малыша крепким, здоровым, подвижным?
К сожалению, таким он не может стать сам.
С ребенком необходимо заниматься. Это обязывает воспитателей детского сада неустанно работать над задачами физического воспитания. Одной из основных задач в работе с детьми раннего возраста является развитие двигательной активности детей. Движение - залог умственного и физического развития.
Ранний возраст - важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья, особый период становления организма, в особенности становления функций коры головного мозга.
Именно в раннем возрасте у ребенка формируется нервная система и костно-мышечная система, дыхательный аппарат, закладываются основы физического здоровья.
Мы должны приложить максимум усилий, чтобы создать условия для бодрого настроения, уравновешенного поведения детей.
Что же для этого нужно?
Задать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, мог свободно проявлять свои стремления и интересы. Соблюдать режим дня, гигиенический уход, создать благоприятную обстановку для разнообразной детской деятельности.
В наше время особенно значима проблема здоровья детей, поэтому в работе с малышами надо уделять внимание развитию двигательной активности
О значении двигательной активности ребенка говорится в трудах выдающихся педагогов: Коменского, Покровского, Ушинского, Макаренко.
Современные условия жизни (комфорт в быту, транспорт, лифт) способствуют уменьшению двигательной активности детей, наблюдается двигательное голодание - гиподинамия. Дети находятся в движении меньше времени, чем необходимо для их полноценного физического развития. А движение приносит радость малышам, следовательно, оказывает самое положительное влияние на психическое развитие детей, на ориентацию в окружающем мире. Благодаря движению рук, пальцев ребенок познает свойства предметов (твердый, мягкий).
Зрительные, слуховые раздражители побуждают его к тем или иным действиям, движениям.
Очень важно в физическом воспитании детей раннего возраста не задерживаться на том, что уже усвоено ребенком, а пользуясь принципом этого возраста - интересом к новому - овладевать более сложными движениями, выполнять требования к ним.
Надо разработать меры, создающие благоприятные условия для формирования двигательной активности