Анна Павлова
Условия для исследовательской деятельности на территории ДОУ в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Публикация «Условия для исследовательской деятельности на территории ДОУ в летний период» размещена в разделах
Чтобы создать условия для исследовательской деятельности необходимо три компонента:
1. Содержание – картотеки опытов, экспериментов;
2. Психологический комфорт – безопасность, доступность детям в реализации их исследований;
3. Развивающая среда, в которую входят центры экспериментирования.
Для исследования воды на территории детского сада построены Мойдодыр
, колодцы
, бассейны
с помощью которых мы углубляем знания детей о свойствах и качестве воды; а именно: прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, жидкая, течёт. развиваем любознательность; закрепляем знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Для исследования песка, почвы, глины на территории детского сада созданы своими руками центр воды и песка, отсеки которого закрываются крышками. Внутри центра находятся полки с необходимым оборудованием. А весь материал, который требуется для проведения того или иного опыта выносится.
Своеобразный домик для песка, в котором дети исследуют песок, рисуют на нём, выстраивают различные сюжетные композиции из бросового материала. Этот домик несёт функцию сенсорного развития ребёнка, развивается мелкая моторика
Рассматривая песок через лупу и не только, педагоги подводят детей, к выводу что песок, состоит из песчинок, они мелкие, имеют разную форму, твердые, царапают поверхность бумаги, картона, при помощи красок и мела можно изготовить цветной песок, который можно использовать для украшения поделок.
Исследовательским центром, помогающим в развитии воображения являются песочницы. На территории нашего детского сада построены как простые песочницы, так и имеющие дополнительные элементы и функции.
Для исследования жизни растений была поставлена теплица и разбит огород. Дети не только следят за ростом растений, но и сами принимают участие в посадке и уходе за ними. В летний период проводили исследования с ягодами, а также с овощными культурами, так томаты, огурцы и перец были посажены и в теплице, и на грядке.
После спилки деревьев остались старые пни, которые являются хорошей почвой для исследования. Здесь можно увидеть мох, разнообразных насекомых и улиток. В этом году мы провели исследование, с помощью которого хотели наглядно показать детям, что насекомые приносят вред овощным культурам. Для этого посадили кабачки, наблюдая за их ростом и развитием, дети увидели, что листья и сами кабачки, которые выросли, были поедены.
На участке сделали домик для червей, дети с большим удовольствием наблюдали за их жизнедеятельностью, кормили их, удобряли содержимое домика, поливали. Опираясь на данные исследований, сделали вывод, что пронизывая почву ходами, дождевые черви рыхлят её, перемешивают почвенные слои и таким образом повышают плодородие почвы.
Чтобы составлять собственные прогнозы, в летний период, на территории детского сада мы устроили метеоплощадку.
С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, это и традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей
Таким образом, в ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.