Смирнова Лариса
Конспект урока в рамках курса «Проектная деятельность» в 3 классе. Проект «Составляем орфоэпический словарь в подарок»
▼ Скачать + Заказать документы
Курс «Проектная деятельность» 3 класс
Учитель: Смирнова Лариса Анатольевна, учитель первой квалификационной категории, МКОУ Белобородовская ООШ
Тема: «Составляем орфоэпический словарь в подарок»
Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:
• активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
Публикация «Конспект урока в рамках курса „Проектная деятельность“ в 3 классе, Проект „Составляем орфоэпический словарь в подарок“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфоэпическим словарем;
• отрабатывать умение подбирать слова на заданную тему; записывать слова в алфавитном порядке.
- метапредметных результатов:
• развивать интеллектуальные способности детей;
• формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
• формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
• формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;
• формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
- личностных результатов:
• воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;
• развивать навыки сотрудничества.
Ход занятия:
1.
Организационный этап.
Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.
Деятельность учителя : читает стихотворение
Деятельность учащихся : слушают учителя.
Все – кто хочет расширить свой кругозор.
Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.
Все – кем движет великая сила – любознательность.
Все – кому хочется в знаниях навести порядок.
Всех вас приглашаю на занятие творческой мастерской.
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать опорные знания по теме занятия, создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя : актуализирует знания детей по теме «Словари» в ходе работы с опросными листами, работы с текстом и фронтальной беседы.
Деятельность учащихся :
• познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;
• коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
• регулятивная: читают поставленные вопросы и формулируют письменные ответы на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей.
У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.
Возьмите лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить.
Попробуйте ответить на вопросы.
1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___
Скажите, кто первый ввел этот термин?___
2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. ___
3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
___
4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь? ___
5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
___
6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ___
7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? ___
8. Этот словарь расскажет о правильном, современном произношении слов и ударении в них. Что это за словарь?___
На какие вопросы вы не смогли ответить?
Возьмите лист с изображением книг.
Найдите ответы на эти вопросы и проверьте правильность своих ответов в тексте.
Найдите ответы на оставшиеся вопросы и проверьте правильность выполненных заданий с помощью текста.
Словари.
Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.
Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с греч. – обучение по всему кругу знаний) словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.
Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.
Лингвистические словари можно подразделить на три типа:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.
Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари : 1) англо русский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.
В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов (заимствованных из других языков, синонимов, антонимов (слов с противоположным значением, омонимов (слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению, паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения, фразеологический, орфоэпический (произношения слов, орфографический (правописания слов, словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов, обратный (с расположением слов в алфавите их концов, сокращений и другие типы словарей.
Толковые словари описывают смысл слов : к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова,
Особое место среди толковых словарей занимает первый «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.
Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.
Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.
Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.
Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.
Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов : синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».
Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.
Проверяем. Прочитайте ответы на те вопросы, на которые не смогли ответить в начале.
3. Определение темы, постановка цели занятия. Мотивация учебной деятельности.
Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.
Деятельность учителя : с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует работу в парах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфоэпическим словарем;
Деятельность учащихся :
• познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урока
• коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
• регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.
О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если вспомните о забавном происшествии из рассказа М. Зощенко «Кочерга»
На карточках записаны слова, поставьте в них ударение.
Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочной постановкой ударения) Поднимите руки те пары, кто выполнил без ошибки. Молодцы! В каком словаре мы смогли бы проверить произношение этих слов?
Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфоэпическому словарю)
Какая информация содержится в этом словаре? (правильное произношение слов)
Сегодня мы с вами создадим свой орфоэпический словарь. Мы не просто его создадим, а создадим в подарок первоклассникам.
Ребята, но ведь в учебнике уже есть орфоэпический словарь. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать» наш словарь, чтобы он был интересен малышам 1 класса и полезен на уроках русского языка.
И так, сегодня мы составим не просто орфоэпический словарь, а словарь, в котором слова будут разбиты на группы и украшены иллюстрациями.
Странички, с какими группами слов мы можем составить?
Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.
o Учиться грамотно говорить и писать.
o Учиться определять падеж имен существительных.
o Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
o Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.
o Учиться работать в группах.
o Отрабатывать умения пользоваться орфоэпическим словарём.
Прежде чем начать работу по созданию словаря обратимся к самому словарю.
Обратите внимание на титульном листе написано: учебное пособие для учащихся начальной школы. Переворачиваем страницу. Перед вами «Русский алфавит». Без знания алфавита невозможно пользоваться словарями.
По словарику можно узнать, как правильно писать и произносить слова. Найдите слова : начала, завидно, компьютер, конечно.
Словарик научит нас делать правильное ударение и произносить некоторые звуки, написание и произношение которых расходится.
Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов. Словарь поможет нам правильно изменять слова.
Например, туфля. Как правильно сказать: «У меня нет.»(тУфли, туфель)
полотенце «Я купила много.» (полотенец)
пахать «Я.»(пашу, «Они.» (пашут).
4. Создание орфоэпического словаря в формате книжки-малышки. Групповая работа учащихся.
Деятельность учителя : организует групповую работу;
Деятельность учащихся :
• познавательная: создают орфоэпический словарь в формате книжки-малышки, отрабатывают умение находить слова с заданной нормой произношения;
• коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
• регулятивная: работают с орфоэпическим словарем учебника; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.
Переходим к созданию своего орфографического словаря.
Работать мы будем по группам. Поэтому сейчас нам надо разделиться на 3 группы.
У каждого члена группы есть свои роли:
• главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы,
• художник-оформитель подбирает иллюстрацию, приклеивает на страницу. (оформляет страничку словаря,
• хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе,
• собиратели слов (находят в словарике учебника словарные слова, правя слова в карточках,
Распределите роли в группе.
Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов.
На выполнение работы вам отводится 20 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).
Правила работы в группе:
1. Обсуждать тихо.
2. Объяснять своё высказывание.
3. Слушать других.
4. Договариваться.
5. Работать быстро.
6. Оформить свою книжку.
5. Презентация результатов групповой работы.
Деятельность учителя : организует работу по презентации результатов групповой работы;
Деятельность учащихся :
• познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички словаря;
• коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
• регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.
Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.
Прошу главных редакторов представить свои странички.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя : выясняет, достигнуты ли цели урока;
Деятельность учащихся :
• познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;
• коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;
• регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
Для чего нужен наш орфоэпический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?
Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.
Фамилия, имя ___
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе группы.
Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы
и ответь (ДА или НЕТ).
Справился ли ты со своим заданием?
Легко ли тебе было выполнять задание?
Активно ли ты работал (а) в группе?
Помогал (а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи?
Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе?
Впечатление от занятия вы можете отразить в синквейне.
На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу!