Пушкарёва Татьяна Леонидовна
Конспект урока литературы в 10 классе «И. С. Тургенев. Урок-обобщение по жизни и творчеству писателя»
Тема:И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества.
Цель урока:
-ввести обучающихся в атмосферу жизни и творчества писателя, раскрыть «сердечный смысл» тургеневских произведений, в частности романов;
-учить выбирать и записывать главную информацию из урока; развивать связную монологическую речь, мышление, память;
-воспитывать самостоятельность в поиске информации, интерес и уважительное отношение к русской литературе, к творчеству Тургенева;
- вызвать желание читать произведения писателя.
Оборудование:презентация.
Эпиграфы (слайд 4):
Ход урока
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект урока литературы в 10 классе „И, С, Тургенев, Урок-обобщение по жизни и творчеству писателя“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Поприветствуем гостей.
2. Проблемная ситуация.
Слово учителя:
(слайд1)
Задание такое: прочитайте текст, подумайте, о ком пойдёт речь на уроке.
Орловщина… Для каждого русского это место в первую очередь связано с именем этого замечательного писателя. Здесь он родился. В этом чудесном крае прошли его детство и отрочество, началась юность. Здесь он с ружьем за плечами бродил по лесам и перелескам, всходил на холмы и нагорья. С детства писатель впитал в себя и простор русских далей, и ослепительную белизну русских берез, и строгую задумчивость дубовых лесов, и солнечный блеск, плавность равнинных рек.
(слайд 2)
Разминка. Модель RallyRobin.
Кто этот писатель (слайд3)
Работаете с партнером по плечу. Партнеры Б, возьмите листок, разделите его на две части и одну часть отдайте своему партнеру по плечу. Скажите: «Возьми, пожалуйста». На этих листочках записываете имя писателя за 10 секунд. (3 имени) Отвечает стол №1, участники №3 и №4. Скажи (имя, как думает твой партнер? Спасибо. Поблагодарите друг друга. Стол №2 участники №1 и 2. (Имя, как думаешь, о ком шла речь? (Имя, как думает твой партнер? Улыбнитесь,поблагодарите друг друга.
3. Сообщение темы урока.
- Да, сегодня мы продолжим разговор о личности и творчестве И. С. Тургенева. Вам задано было подготовить сообщения о его жизни и творчестве. Запишите тему урока:
И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества.
4. Работа с портретом.
- Всмотритесь в этот портрет. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, рождающий глубокие мысли, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым). Всё это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелёгкой внутренней борьбе писателя (слайд 6).
5. Оформление тетрадей. Запишите в тетрадь эпиграф нашего урока:
Главное в нём – это его правдивость.
Л. Н. Толстой
-Давайте, ребята, нарисуем часы, возьмите листы. В центре нарисуйте часы по образцу. Модель Клок Баддис (ClockBuddies).Назначьте встречу с друзьями. Выбирайте 4 человека. Смотрите,чтобы не совпало. Назначае. Часы отложите.
Ребята, ещё раз прочитайте эпиграф в своих тетрадях.
Слушаем вопрос:
- Какую особенность творчества И. С. Тургенева отражает данный эпиграф?
Подумайте в течение 1 минуты, запишите и обсудите свои ответы в команде. Используем структуру Финк-Райт-Раунд-Робин (Think-Write-RoundRobin).Каждый думает молча… Время записывать. В течение 20 секунд каждый в команде должен проговорить свою идею. Время. Я прошу поделиться своими идеями партнера под номером №1 стола под номером №1. Встаньте все партнеры под номером 1. Я попрошу вас поделиться своими мыслями. Спасибо.
-Правильно, действительно, это-реалистичность произведений. Поаплодируем партнерам под номерами 1.
6. Словоучителя.
Полный веры в русский народ, И. С. Тургенев в своём творчестве показал его одарённость, его душевную красоту.
Учитель:
Над Спасским вечер по-сентябрьски тусклый,
Старинный парк до ниточки знаком.
Творил в усадьбе этой мастер русский,
Могучим овладевший языком.
- Кто же такой И. С. Тургенев? Давайте посмотрим на экран, и при просмотре запишем основные этапы жизни и творчества И. С. Тургенева.
Видеопрезентация.
Итак, ребята, ответьте на следующийвопрос:
Где родился И. С. Тургенев?
Используем структуру Ол Райт Раунд Робин (AllWriteRoundRobin, (все пишут раунд робин).Пишете на листочки ответ на данный вопрос в течение 20 секунд. Зачитываете свои ответы по кругу, все остальные партнеры записывают новые идеи на своих листах. Итак, время… Прошу подняться всех партнеров под №2. Дополняете друг-друга. Поблагодарите друг-друга. Аплодисменты.
Внимание на экран:И. С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода. Мать из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых (слайд 11)
Возьмите свои часы, встретьтесь с другом по 12 часам, дайте «пять».
Следующий вопрос:Где учился И. С. Тургенев, какое образование он получил? Время для записи-10 секунд. Проговариваете друг другу ответ. Время дается 20 секунд. Время. Скажи, Марсель, что думает твой партнер? Спасибо. Айдар, где учился Тургенев? Рузиля, как думает твой партнер? Поблагодарите,скажите, ты отлично справишься. Улыбнитесь,скажите «пока».
Смотрим на экран. Действительно, И. С. Тургенев в 1833году поступил в Московский университет на словесный факультет, где проучился всего лишь один год. Он закончил университетский курс в Петербурге в 1837 году. В 1838 году Тургенев уехал «доучиваться» в Берлин (слайд 12)
-Клок Баддис. Встретьтесь с другом по 12 часам.
Вопрос: 1843 год считается переломным в жизни И. С. Тургенева. Какие важные события произошли в этом году?
Внимание на экран: В 1843 году Тургенев познакомился с В. Г. Белинским. В 1843 году вышла поэма Тургенева «Параша» за подписью «Т. Л.». Осенью 1843 года в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала талантливая певица Полина Виардо. Тургенев познакомился с ней, это знакомство перевернуло всю его жизнь (слайд 13)
Встретьтесь с другом по 3часам.
Вопрос:в апреле 1852 года И. С. Тургенев был отправлен в ссылку. В чем причина такого сурового наказания?
Внимание на экран:В феврале 1852 года, находясь в Петербурге, И. С. Тургенев услышал о смерти Н. В. Гоголя. Тургенев пишет некролОг и отсылает его в редакцию «Петербургских ведомостей». Но статья Тургенева была запрещена цензурным комитетом. Тургенев помещает свою статью в «Московских ведомостях».Тургеневу был вынесен приговор: …за явное ослушание посадить его на месяц под арест и выслать на жительство на родину под присмотр». 16 апреля 1852 года Тургенев был взят под стражу и отправлен в Спасское. В ссылке Тургенев провел полтора года (слайд 14)
Встретьтесь с другом по 6 часам.
Вопрос:И. С. Тургенев получил признание как «великий романист». Какой роман был написан первым? Внимание на экран:В 1856 году в «Современнике» был напечатан роман «Рудин» (слайд 15)
Сейчас послушаем сообщениеЯфизова Р. на тему Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника»(слайд 16)
В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.
К этому моменту Тургенева уже все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России. В 1843г. он начинает печататься. В это время он написал поэму «Параша», первую вещь, обратившую на него внимание.
С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с И. И. Панаевым, при руководящем участии В. Г. Белинского начал издавать журнал «Современник». К постоянному сотрудничеству в нем были привлечены Гончаров, Герцен, Достоевский, позже Л. Толстой.
В первой же книжке журнала был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). Всего за три года был опубликован 21 рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей.
ВОПРОС:Скажите, что Тургенев так правдиво и выразительно показал в своих рассказах?
(В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы).
-В 1878 г. русский писатель И. C. Тургенев написал стихотворение в прозе:
«Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу. Тебе там делать нечего.
Не забывай меня. но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. (слайд 17)
Кому посвящено это стихотворение в прозе?
Это стихотворение в прозе было посвящено любимой женщине – Полине Виардо.
Послушаем сообщение Хакимовой Р.
Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Она рано начала выступать. Впервые - в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо. Приехала в Петербург. Здесь она открыла гастроли «Севильским цирюльником» и успех имела потрясающий. Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» - Иван Тургенев. Ему только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Тургенев ездил за ней по всей Европе. К концу 50 – х годов у Полины Виардо стал пропадать голос. Оставаться в Париже, видевшем её триумфы, она не хотела. Выбрала Баден. И Тургеневу пришлось тоже выбирать между Парижем и Баденом.
В 70-ые годы Тургенев вошел в парижскую литературную жизнь и оставил в ней глубокий след. Он читал бесчисленные рукописи молодых писателей, искал работу, устраивал больных в лечебницу, давал деньги на школу, возился с литературными утренниками в пользу нуждающихся, учредил первую в Париже русскую библиотеку
Шум Москвы и Петербурга достиг Запада. Оксфордский университет поднёс Тургеневу диплом доктора гражданского права.
-Задание: запишите романы И. С. Тургенева в хронологическом порядке в течение 1 минуты.
Время. Структура Микс-Пэа-Шэа. Встаньте в пары!Дайте «пять».(взяться в воздухе за руки,чтобы найти друг друга)Кто остался без пары-поднимите руку. Объясняю правило:партнер А зачитывает вопрос, партнер Б зачитывает ответ. Если партнер Б ответил правильно, партнер А хвалит его или помогает ответить. Начинает тот, у кого волосы светлее. У каждого есть 20 секунд. Время. Начинает отвечать партнер А. Время. Благодарите друг друга. Начинает объяснять тот, у кого размер ноги больше. ПоблагодаритеСадимся.
Давайте, посмотрим на слайд. 1855 «Рудин», 1858 «Дворянское гнездо, 1860 «Накануне», 1862 «Отцы и дети», 1867 «Дым», 1877 «Новь» (слайд 18).
4) Последние годы
В апреле 82-го появились «невралгические» боли, начинался рак спинного мозга.
Умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу» (слайд 20)
22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале.
Согласно желанию Ивана Сергеевича, 27 сентября в Петербурге, при огромном стечении народа, состоялись похороны. Тургенев, как он завещал, был похоронен недалеко от Белинского на Волковом кладбище (слайд 20).
Не в этом ли все волшебство искусства (слайд 22)
10. Возьмите свои часы, встаньте, задвиньте стулья. Найдите себе пару по 9 часам. Дайте «пять». Кто остался без пары?
Такой вопрос:
С какими темами пришел в литературу Тургенев?Время для обдумывания и записи -20 секунд. Время. Начинаете обговаривать. Начинает тот, кто ниже ростом. 20 с. Время. Начинает говорить другой партнер. Время. (имя,как думает твой партнер? А ты как считаешь? Внимание на экран.
- Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, решительностью. Поблагодарите партнера. Улыбнитесь. Скажите пока!
11. Вывод по уроку.
- Хотя И. С. Тургенев большую часть жизни прожил не в России, он все равно остался истинно русским писателем. Он переживал за свою Родину, болел душой и за Пушкина, погибшего от руки Дантеса, и за крестьянскую реформу 1861 г. Многие его произведения были написаны во Франции, но о русских людях, крестьянах, показав их сильными, мудрыми и добрыми (слайд 23)
13. Оценка за урок. Подсчитайте кол-во правильных ответов. Из 10 вопросов 10 ответов-«5»
8-9-«4»
5-7-«3»
Далее-«2».
Рефлексия. Заполните листы самооценки.
14. Домашнее задание: написать сочинение «Мой Тургенев»; читать роман «Отцы и дети» гл. 1-10.
15. Заполнение анкеты
Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Колпашевский кадетский корпус»
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы
Т. Л. Пушкарёва