наталья клименко
Урок русского языка в первом классе «Буква Я в начале слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока обучения грамоте в 1а классе
по программе «Начальная школа 21 века»
Урок разработан учителем младших классов Клименко Н. А.
09.10.2013.
Тема урока: Буква Я в начале слова. Закрепление написания букв А, а, Я, я
Цели урока. 1. Звуковой анализ слова рой, выделение звука Й.
2. Буква Я в начале слова (обозначение звуков Й и А). Звуковой анализ слова яхта.
3. Чтение стихотворения Ю. Раевского.
Публикация «Урок русского языка в первом классе „Буква Я в начале слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Дифференцированная работа. Звуковой анализ слова якорь.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
букварь
Разноцветные фишки
мультимедийная установка,
проектор,
экран,
фрагменты презентации урока.
Этапы урока
1. Орг. момент
Учитель:Прозвенел уже звонок, начинается урок. Итак, начнем.
Все ли готовы к уроку?
Учащиеся проверяют и отвечают все ли у них готово к уроку.
(букварь, пропись № 1, фишки)
Учитель:
Сегодня мы с вами отправимся в сказку, а поможет нам в этом путешествии наш язычок. Итак, жил был язычок и был он очень застенчивый и стеснительный, но как то раз решил он для себя стать смелым и решительным. А для этого надо было выйти на улицу. Набрался язычок храбрости и выглянул на улицу. Посмотрел налево, потом направо, потом потянулся к солнышку дальше нагнулся размять спинку. И тут он заметил, что-то недалеко от домика. Дети повторяют движения язычка за учителем, затем самостоятельно.
3. Загадка.
Текст загадки появляется на интерактивной доске. Сто один брат 1 слайд
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
2 слайд Отгадывают загадку. (забор)
Мотивационная основа учебной деятельности
Учитель
:А язычок у нас что делает ….(говорит звуки)И стало ему интересно, какие звуки живут в слове забор. Давайте поможем язычку, кто составит схему слова забор? Какой первый звук, а второй …
Сколько гласных в слове, какие они по счету, каким цветом выделены. Сколько согласных….
Ученики:
Выходят к доске составляют схему слова, проговаривают выделяя поочередно звуки. Говорят, что в слове две гласных и три твердых согласных. Классифицируют звуки по заданному основанию (гласные – согласные, твердые и мягкие согласные звуки.)
5. Физкультминутка.
Встали прямо, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало, разомнемся для начала….
Вместе дружно все присели и опять за парты сели. Повторяют движения. Мотивационная основа учебной деятельности.
Учитель
:Посмотрел язычок, а заборчик совсем ветхий стал. Некрасивый. Решил язычок его покрасить. Красим забор (водим языком по зубам влево и вправо).
Дети:Выполняют язычковую гимнастику Мотивационная основа учебной деятельности.
Учитель
:Молодцы помогли язычку. Дальше пошел яз-ок и увидел лошадь с груженой телегой.
3 слайд
Вокруг лошади жужжало много пчел. Как назвать одним словом множество пчел, летящих вместе. Делаем звуковой анализ слова рой, посмотрите у нас в слове есть звук й, каким цветом мы его обозначим? Правильно звук Й мягкий согласный и обозначать мы его будем фишкой зеленого цвета.
Лошадь медленно везла груз в гору. Яз-ку стало интересно и он начал повторять звуки цоканья копыт.
Дети
:Цокают языками сначала медленно в гору, потом быстро с горы.
Отвечают на вопрос: рой. Делают звуковой анализ слова.
8. Загадка на интерактивной доске. 4 слайд.
Лошадь пошла дальше, перед ней появилось море, а в море …Загадка:
Это что там, в дымке тает,
Птицей по волнам летает?
Паруса меняет вахта,
Держит нос по ветру.
5 слайд Отгадывают загадку. Яхта
Подведение к определению новой темы урока.
Цель: Сформулировать тему урока.
Учитель: Опять язычку стало интересно,какие звуки живут в этом слове, давайте поможем ему разобраться.
Рисую на доске пять клеточек- домики для звуков. Кто пойдет к доске?
Ребята а у нас буква Я загадочная, когда она стоит в начале слова, то обозначает 2 звука
Й и А, где Й согласный мягкий звук, который обозначается каким цветом? Правильно зеленым. Так как мы теперь составим схему?
Как вы думаете какая тема урока сегодня будет?
Давайте откроем наш букварь на стр. 34
Посмотрите на картинку яхты на домики, что для буквы Я оставили 2 домика, но только если она стоит вначале слова. Вспомните, как мы разбирали слово пять. Посмотрите на стр. 35 находим стихотворение. Я читаю вы следите пальчиком. На доске составляют схему слова. Создается проблемная ситуация букв 4, а домиков пять. Помогают с места, предлагают решение. Предлагают тему урока.
Дети:
Формулируют тему урока. Буква я в начале слова Обозначает два звука Й и А Постановка учебной задачи совместно с учителем.
Умение определять тему и задачи урока.
Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Чтение стихотворения Ю. Раевского Якоря кругом сверкают. Явно бравый капитан. Яхтой ловко управляет, направляя в океан. Слушают чтение учителя.
Цель: Познакомить учащихся со звуковым анализом слов, в которых первой пишется буква Я. проводим звуковой анализ слова яхта. Определяем каждый звук, сколько букв, сколько звуков почему букв меньше, какими звуками обозначается буква я, Каким цветом обозначаются звуки буквы Я. Проводят звуковой анализ.
Считают гласные и согласные звуки. Вспоминают каким цветом обозначается мягкий согласный.
Составляют схему на доске и каждый у себя на парте при помощи фишек.
.
А теперь отгадаем еще одну загадку:
Когда нужен -
В реку бросают,
А когда не нужен -
Наверх поднимают. 6 слайд
(Якорь) 7 слайд Отгадывают загадку
Проводим звуковой анализ.
Давайте скажем это слово, выделив первый звук. Что мы слышим вместо когда произносим букву Я. Мы слышим Й А. Кто пойдет к доске и покажет какие звуки. Остальные работают с фишками на парте. Определяем каждый звук, сколько букв, сколько звуков почему букв меньше, какими звуками обозначается буква я, Каким цветом обозначаются звуки буквы Я. Проводят звуковой анализ.
Осуществляют развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивают построенную модель с образцом.
Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности. - Ребята мы с вами сегодня узнали много нового. Скажите, что именно мы узнали. Давайте повторим еще раз. Что у вас на уроке вызвало затруднение?
- Как вы считаете, работа удалась?
Урок окончен.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Рефлексия способов и условий действия. Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Самооценка.