никонова ольга
Урок русского языка в 3 классе. Сочинение по картине И. Левитана «Март»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧОУ «Воронежская православная гимназия во имя святителя Митрофана В.»
Выполнили : Никонова О. В., Волгина Г. А
Урок русского языка в 3 классе. Сочинение по картине И. Левитана «Март».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Публикация «Урок русского языка в 3 классе, Сочинение по картине И, Левитана „Март“» размещена в разделах
- Женский день, 8 марта. Школьные сценарии и мероприятия
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И.И., художник
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством известного русского художника Исаака Ильича Левитана и с его картиной «Март». Научимся «читать» картину, осмысливать ее содержание, правильно подбирать слова для ее описания.
3. Вступительное слово учителя о И. И. Левитане и
его творчестве.
- Исаак Ильич Левитан родился в семье служащего. Потеряв в
детском возрасте отца и мать, Левитан вынужден был сам добывать
себе средства к существованию. В 12 лет он поступил В Московское
училище живописи ваяния и зодчества. Учителями у него были
художники Саврасов А. К., Поленов В. Д. Третьяков П. М.
приобрёл его картину, когда Левитану было 19 лет
(«Осенний день в Сокольниках»).
Близким другом Левитана И. И. был Чехов А. П.
Вы уже знаете картины И. И. Левитана. Это «Золотая осень»,
«Весна. Большая вода», «Берёзовая роща».
«Поэтом русской природы» справедливо называли художника
современники.
«Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в
каждом русском пейзаже - его душу, его очарование,» - написал
художник М. В. Нестеров.
4. Рассматривание репродукции картины под музыку
П. И. Чайковского.
5. Беседа по содержанию картины.
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
- Какое у вас возникает настроение? Пользуйтесь словарем настроений. (Чувства радости, свежести, спокойствия, приподнятости, поэтичности. Настроение и состояние: весёлое, праздничное, бодрое, оживленное).
- Какой день изобразил художник? (День теплый, солнечный).
- Как художник показывает приближение весны? (Состояние снега, неба, деревьев).
- Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Ком снега подтаял и скоро с шумом упадет с крыши на землю).
- Обратите внимание на лошадь у крыльца.
6. Выявление изобразительных средств картины.
- Каковы цвет неба, леса, снега, деревьев, дороги, дома. (Цвет неба не просто голубой, а какой-то чистый, нежный, кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние. Снег белый с голубым, местами с синим отливом. Это уже не тот белоснежный ковёр, что было зимой. Он пожелтел, превратился в жёлто-серую массу, в нем проваливается нога. Жёлтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев показывают, что Левитан изобразил солнечный день).
- Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к весне.
Обобщение:
- Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она как бы пронизана теплыми тонами: жёлтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный свет везде - на стенах домов, на стволах деревьев. При помощи цвета и света художник своё радостное настроение передаёт и нам.
- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
- Что бы мы могли там услышать? (Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст корочки снежного наста под ногами).
- Прочитайте слова на доске:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А. С. Пушкин.
- Подумайте, что общего между картиной Левитана И. И. и словами
А. С. Пушкина (Природа с радостью и улыбкой встречает весну).
7. Речевая подготовка к сочинению.
- Выберите основные микротемы (опорные существительные, которые являются ( на доске появляются слова: небо, снег, деревья, дом, лошадь, лес).
- Подберите эпитеты, слова, характеризующие действия этих предметов.
Запись на доске:
Снег
Синеватый, переливающийся разными оттенками, рыхлый. Ком снега скользит, сползает.
Лес
Зеленый, темный, манящий.
Деревья
Золотистые осины, тянущиеся к небу. Тоненькие, хрупкие,
стройные. Тянутся, выгибаются.
Дом
Освещенный солнцем, лимонно-жёлтая стена.
Небо
Сияющее, голубое, ликующее, чистое. Сверкает, льёт лучи.
- Подберите слова, близкие по смыслу к словам.
Художник - автор, пейзажист, живописец.
Густой (лес) - темный, таинственный.
Грязный (снег) - рыхлый, ноздреватый.
Жёлтый - золотистый, лимонный, лучистый, солнечный. Тоненькие (деревца) - хрупкие, молодые, нежные, стройные. (Недостающие слова подписываются на доке).
- В словаре настроений найдите слова - название чувств, которые помогут вам передать ваше настроение автора.
- Отредактируйте предложения.
- Художник показывает нам радость. (При помощи цвета и света Художник передаёт нам радостное настроение).
- Художник выразил любовь в том, что солнце ярко светит. (Картина полна яркого солнечного света. Художник выразил чувства приподнятости, поэтичности, любви к природе.
- Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение. (Яркие краски природы придают картине большую выразительность).
8. Коллективное составление плана рассказа.
1. Художник и его картина.
2. Описание снега, неба, леса.
3. Деревья тянутся к солнцу.
4. Изображение лошади у дома.
5. Роль цвета в картине.
6. Моё впечатление от просмотра картины.
9. Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.
а) составление начала текста.
1. На этой картине великий русский художник изобразил.
2. Картина. открывает перед нами удивительный уголок природы.
3. На картине. изображена красота нашей земли.
4. Сегодня на уроке русского языка мы познакомились с удивительно красивой картиной И. И. Левитана «Март».
б) составление концовки.
1. У меня возникает ощущение счастья, радости, праздника, когда я смотрю на эту картину.
2. И. И. Левитан прекрасно чувствовал и понимал русскую природу, поэтому его картины так точно передают её красоту.
3. Смотрю я на картину и ощущаю запах весны, слышу её звуки.
4. Художник показал красоту ранней весны. Он вложил в картину свою душу.
10. Составление рассказа по картине.
(Составление и редактирование мини-описаний, а затем всего рассказа).
11. Письменное сочинение по картине.
12. Самопроверка сочинений.
13. Подведение итога урока.
14. Рефлексия.
-Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Достигли намеченных целей?