Вера Кашина
Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока :
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.
Цели:
1. Закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжений.
2. Формировать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжений.
3. прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.
Публикация «Урок русского языка в 4 классе по теме „Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений“» размещена в разделах
- Выпускной в 4 классе. Сценарии прощания с начальной школой
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: коллекция самоваров, рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карта России, книги «Я познаю мир. Из истории вещей» и «Моя страна Россия», газета «Провинциальное зеркало» от 02.02.2007г., карточки с заданиями для детей, 2 больших чашки на доске, карточки со словами 1 и 2 спряжения, таблицы с окончаниями 1 и 2 спряжения
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и целей урока
- Сегодня мы продолжим работу над определением спряжений глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси.
Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит.
(самовар)
- Правильно, это русский самовар. Какое же чаепитие без самовара!
(рисунок на доску)
- Самовар свистит, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
3. Минутка чистописания
- На минутке чистописания мы постараемся изобразить петлеобразными элементами, начиная с маленьких, как самовар пускает пар. Попробуем выполнить это задание на доске.
(1-2 пробуют на доске, а затем весь класс в тетрадях)
- Прочитайте соединения на доске :
ут, ют, ат, ят
- Где мы встречали эти соединения на прошлых уроках?
(это окончания 1 и 2 спряжения глаголов 3 лица множественного числа)
- Записывая их, гласный мы будем выделять круговым элементом, подобно выходящему пару.
4. Закрепление пройденного
4.1. Беседа о самоваре
- Во всём мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. (на карте показываю)
(А чем ещё знаменит город Тула? – тульский пряник, оружейный завод)
Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным. Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остаётся латунь. Тула – единственный город в стране, который с 1956 года выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и по объёму самовары. Были даже такие самовары, которые вмещали в себя до 5 вёдер воды.
(открываю коллекцию)
- Как называется такое собрание самоваров? КОЛЛЕКЦИЯ
- Что значит коллекция? Как вы понимаете это слово?
(собрание каких –то вещей)
- Это слово из словаря, рассмотрите его, и назовите орфограммы и трудные места в этом слове.
(в первом слоге – безударный гласный О, затем удвоенный согласный ЛЛ, а после Ц пишется И).
- О самоваре сложено много пословиц и стихов. Прочитайте одно из стихотворений на доске:
Самовар
Давно на белом свете
Живёт, годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Сиянье излучает
Морозным зимним днём,
Он сердце согревает
Особенным теплом.
4.2. Работа над темой урока
- Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо.
- Живёт, излучает, согревает.
- Верно, в старину, ребята, самовар являлся одушевлённым членом семьи, его даже ласково называли «дедушка» и «Иван Иванович». Спишите Стихотворение, выделите окончания глаголов.
(один у доски выделяет окончания после того, как выполнит задание в тетради)
- Какой вывод можно сделать, глядя на окончания этих глаголов?
(глаголы 1 спряжения)
- Укажите спряжение глаголов.
4.3. Работа по карточке № 1
- А теперь прочитайте пословицы, записанные на карточках, лежащих у вас на партах.
КАРТОЧКА № 1
1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.
2. Самовар кипит, уходить не велит.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
4.4. Из истории чаепития
- И нам наш самовар велит продолжать работу.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.
- Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
- Скажите, а из чего пьют чай?
- Из чашек, стаканов, пиал.
4.5. Работа по карточке № 2
- У нас тоже есть 2 чашки. В левой чашке мы будем записывать глаголы 1 спряжения, в правой чашке – глаголы 2 спряжения.
О чае говорят так: «Кто чай пьёт – тот 100 лет проживёт». А почему так говорят, мы узнаем из упражнения на карточке № 2.
КАРТОЧКА № 2
Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».
- Найдите глаголы, выделите окончания, определите спряжение (в карточке)
- Назовите глаголы только 1 спряжения. (помещаю их в левую чашку)
- Какие окончания у глаголов 1 спряжения? (на доску)
1 лицо -у, -ю -ем
2 лицо - ешь - ете
3 лицо - ет - ут, -ют
- Запишите это предложение, выделите окончания, обозначьте спряжение.
ФИЗМИНУТКА
- Из какого произведения эти строчки?
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю».
- Это «Федорино горе» К. И. Чуковского.
- Верно. А сейчас я еще раз читаю отрывок, а вы повторяете за мной движения.
4.6. Работа по карточке № 3
- Первую чашку мы заполнили, переходим к работе над второй. Работаем над упражнением на карточке № 3.
КАРТОЧКА № 3
Чай вам жажду ___,
___,___,
Он___все болезни,
Нет напитка нам полезней!
Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.
- Прочитайте стихотворение, добавьте подходящие по смыслу глаголы.
- Что можно сказать о глаголах, которые вы использовали?
- Это глаголы 2 спряжения.
- Назовите их и выделите окончания. Куда мы их напишем? (ставлю карточки с глаголами во 2 чашку)
- Какие окончания у глаголов 2 спряжения? (на доску)
1 лицо -у, -ю -им
2 лицо - ишь - ите
3 лицо - ит - ат, -ят
- Прочитайте стихотворение еще раз про себя, 2 человека вслух, два рассказывают, пишут по памяти.
- Проверим написанное (карандаш, выделим окончания, обозначим спряжение.
- Так какие окончания глаголов относятся к 1 спряжению? Ко второму?
4.7. Выборочное списывание.
- Посмотрите на доску. Прочитайте глаголы. Выберите те, которые подходят к действию самовара, выделите окончания и укажите спряжение.
На доске:
ШИПИТ, ПУСКАЕТ, СВИСТИТ, РУГАЕТ, МОЕТ, УКРАШАЕТ, СОГРЕВАЕТ, ЛЕЖИТ
4.8. Самостоятельная работа.
- Чем привлекателен чай, мы узнаем, если правильно составим из слов предложения на карточке № 4.
КАРТОЧКА № 4
1. чай, женщины, собирают, только
2. женских рук, аромат, не портит, чая, запах
3. издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать
4. травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю
- Прочитайте первое предложение и т. д.
- Запишите предложения в тетрадь.
- Прочитайте весь текст.
- Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число и спряжение, выделите окончания.
5. Итог урока.
- Слова какой части речи помогли больше узнать о самоваре и чаепитии?
- Глаголы
- На какие две группы делятся глаголы в зависимости от окончания?
- 1 и 2 спряжение
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Второму?
- Что нового, интересного узнали на уроке? (Что запомнили)
6. Домашнее задание
(по учебнику)
КАРТОЧКА № 1
1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.
2. Самовар кипит, уходить не велит.
КАРТОЧКА № 2
Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».
КАРТОЧКА № 3
Чай вам жажду ___,
___,___,
Он___все болезни,
Нет напитка нам полезней!
Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.
КАРТОЧКА № 4
1. чай, женщины, собирают, только
2. женских рук, аромат, не портит, чая, запах
3. издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать
4. травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю
КАРТОЧКА № 1
1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.
2. Самовар кипит, уходить не велит.
КАРТОЧКА № 2
Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».
КАРТОЧКА № 3
Чай вам жажду ___,
___,___,
Он___все болезни,
Нет напитка нам полезней!
Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.
КАРТОЧКА № 4
1. чай, женщины, Собирают, только
2. женских рук, Аромат, не портит, чая, запах
3. издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать
4. травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю
1 спряжение
1 лицо -у, -ю -ем
2 лицо -ешь -ете
3 лицо -ет -ут,-ют
2 спряжение
1 лицо -у, -ю -им
2 лицо -ишь -ите
3 лицо -ит -ат,-ят