Приложение МААМ

Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений»

Вера Кашина
Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока :

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений.

Цели:

1. Закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжений.

2. Формировать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжений.

3. прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.

Публикация «Урок русского языка в 4 классе по теме „Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений“» размещена в разделах

Оборудование: коллекция самоваров, рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карта России, книги «Я познаю мир. Из истории вещей» и «Моя страна Россия», газета «Провинциальное зеркало» от 02.02.2007г., карточки с заданиями для детей, 2 больших чашки на доске, карточки со словами 1 и 2 спряжения, таблицы с окончаниями 1 и 2 спряжения

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока

- Сегодня мы продолжим работу над определением спряжений глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси.

Отгадайте загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

(самовар)

- Правильно, это русский самовар. Какое же чаепитие без самовара!

(рисунок на доску)

- Самовар свистит, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

3. Минутка чистописания

- На минутке чистописания мы постараемся изобразить петлеобразными элементами, начиная с маленьких, как самовар пускает пар. Попробуем выполнить это задание на доске.

(1-2 пробуют на доске, а затем весь класс в тетрадях)

- Прочитайте соединения на доске :

ут, ют, ат, ят

- Где мы встречали эти соединения на прошлых уроках?

(это окончания 1 и 2 спряжения глаголов 3 лица множественного числа)

- Записывая их, гласный мы будем выделять круговым элементом, подобно выходящему пару.

4. Закрепление пройденного

4.1. Беседа о самоваре

- Во всём мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. (на карте показываю)

(А чем ещё знаменит город Тула? – тульский пряник, оружейный завод)

Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным. Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остаётся латунь. Тула – единственный город в стране, который с 1956 года выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и по объёму самовары. Были даже такие самовары, которые вмещали в себя до 5 вёдер воды.

(открываю коллекцию)

- Как называется такое собрание самоваров? КОЛЛЕКЦИЯ

- Что значит коллекция? Как вы понимаете это слово?

(собрание каких –то вещей)

- Это слово из словаря, рассмотрите его, и назовите орфограммы и трудные места в этом слове.

(в первом слоге – безударный гласный О, затем удвоенный согласный ЛЛ, а после Ц пишется И).

- О самоваре сложено много пословиц и стихов. Прочитайте одно из стихотворений на доске:

Самовар

Давно на белом свете

Живёт, годами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар.

Сиянье излучает

Морозным зимним днём,

Он сердце согревает

Особенным теплом.

4.2. Работа над темой урока

- Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо.

- Живёт, излучает, согревает.

- Верно, в старину, ребята, самовар являлся одушевлённым членом семьи, его даже ласково называли «дедушка» и «Иван Иванович». Спишите Стихотворение, выделите окончания глаголов.

(один у доски выделяет окончания после того, как выполнит задание в тетради)

- Какой вывод можно сделать, глядя на окончания этих глаголов?

(глаголы 1 спряжения)

- Укажите спряжение глаголов.

4.3. Работа по карточке № 1

- А теперь прочитайте пословицы, записанные на карточках, лежащих у вас на партах.

КАРТОЧКА № 1

1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.

2. Самовар кипит, уходить не велит.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

4.4. Из истории чаепития

- И нам наш самовар велит продолжать работу.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного крутого

Самоварного чайку.

- Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

- Скажите, а из чего пьют чай?

- Из чашек, стаканов, пиал.

4.5. Работа по карточке № 2

- У нас тоже есть 2 чашки. В левой чашке мы будем записывать глаголы 1 спряжения, в правой чашке – глаголы 2 спряжения.

О чае говорят так: «Кто чай пьёт – тот 100 лет проживёт». А почему так говорят, мы узнаем из упражнения на карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».

- Найдите глаголы, выделите окончания, определите спряжение (в карточке)

- Назовите глаголы только 1 спряжения. (помещаю их в левую чашку)

- Какие окончания у глаголов 1 спряжения? (на доску)

1 лицо -у, -ю -ем

2 лицо - ешь - ете

3 лицо - ет - ут, -ют

- Запишите это предложение, выделите окончания, обозначьте спряжение.

ФИЗМИНУТКА

- Из какого произведения эти строчки?

А на белой табуреточке

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает:

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю».

- Это «Федорино горе» К. И. Чуковского.

- Верно. А сейчас я еще раз читаю отрывок, а вы повторяете за мной движения.

4.6. Работа по карточке № 3

- Первую чашку мы заполнили, переходим к работе над второй. Работаем над упражнением на карточке № 3.

КАРТОЧКА № 3

Чай вам жажду ___,

___,___,

Он___все болезни,

Нет напитка нам полезней!

Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.

- Прочитайте стихотворение, добавьте подходящие по смыслу глаголы.

- Что можно сказать о глаголах, которые вы использовали?

- Это глаголы 2 спряжения.

- Назовите их и выделите окончания. Куда мы их напишем? (ставлю карточки с глаголами во 2 чашку)

- Какие окончания у глаголов 2 спряжения? (на доску)

1 лицо -у, -ю -им

2 лицо - ишь - ите

3 лицо - ит - ат, -ят

- Прочитайте стихотворение еще раз про себя, 2 человека вслух, два рассказывают, пишут по памяти.

- Проверим написанное (карандаш, выделим окончания, обозначим спряжение.

- Так какие окончания глаголов относятся к 1 спряжению? Ко второму?

4.7. Выборочное списывание.

- Посмотрите на доску. Прочитайте глаголы. Выберите те, которые подходят к действию самовара, выделите окончания и укажите спряжение.

На доске:

ШИПИТ, ПУСКАЕТ, СВИСТИТ, РУГАЕТ, МОЕТ, УКРАШАЕТ, СОГРЕВАЕТ, ЛЕЖИТ

4.8. Самостоятельная работа.

- Чем привлекателен чай, мы узнаем, если правильно составим из слов предложения на карточке № 4.

КАРТОЧКА № 4

1. чай, женщины, собирают, только

2. женских рук, аромат, не портит, чая, запах

3. издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать

4. травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю

- Прочитайте первое предложение и т. д.

- Запишите предложения в тетрадь.

- Прочитайте весь текст.

- Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число и спряжение, выделите окончания.

5. Итог урока.

- Слова какой части речи помогли больше узнать о самоваре и чаепитии?

- Глаголы

- На какие две группы делятся глаголы в зависимости от окончания?

- 1 и 2 спряжение

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Второму?

- Что нового, интересного узнали на уроке? (Что запомнили)

6. Домашнее задание

(по учебнику)

КАРТОЧКА № 1

1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.

2. Самовар кипит, уходить не велит.

КАРТОЧКА № 2

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».

КАРТОЧКА № 3

Чай вам жажду ___,

___,___,

Он___все болезни,

Нет напитка нам полезней!

Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.

КАРТОЧКА № 4

1. чай, женщины, собирают, только

2. женских рук, аромат, не портит, чая, запах

3. издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси, чай, заваривать

4. травы, душистые, придают, вкус, особый, чаю

КАРТОЧКА № 1

1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.

2. Самовар кипит, уходить не велит.

КАРТОЧКА № 2

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела».

КАРТОЧКА № 3

Чай вам жажду ___,

___,___,

Он___все болезни,

Нет напитка нам полезней!

Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.

КАРТОЧКА № 4

1. чай, женщины, Собирают, только

2. женских рук, Аромат, не портит, чая, запах

3. издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать

4. травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю

1 спряжение

1 лицо -у, -ю -ем

2 лицо -ешь -ете

3 лицо -ет -ут,-ют

2 спряжение

1 лицо -у, -ю -им

2 лицо -ишь -ите

3 лицо -ит -ат,-ят

Публикации по теме:

Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения»Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения» С целью познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Цель: развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени,.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений»
Опубликовано: 23 января 2020 в 22:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Кашина (УИ 2191034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД