Папки-передвижки

Урок русского языка во 2 классе «Что такое однозначные и многозначные слова»

Наталья Пугачева
Урок русского языка во 2 классе «Что такое однозначные и многозначные слова»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Что такое однозначные и многозначные слова?»

Автор: Пугачева Наталья Ивановна -

учитель начальных классов ГБОУ ЛНР «ЛСШ № 25 имени М. С. Лиховида»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами.

Задачи урока:

Предметные:

- познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;

- развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте;

- выяснить причины появления у слов нескольких значений;

- учить пользоваться толковыми словарями;

- воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.

Метапредметные:

- познавательные: - соотносить изученные понятия с реальными знаниями;

- регулятивные: - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;

- личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к урокам русского языка.

Оборудование: тетради, учебники, толковые словари, телевизор, карточки с многозначными словами, светофоры.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

II. Актуализация знаний

Запишем число и классная работа

1. Минутка чистописания -Чч, Щщ

2. Орфографическая минутка

— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА—ЩА и ЧУ—ЩУ.

— Прибор для измерения времени. (Часы.)

— Кислое травянистое растение. (Щавель.)

— Хищная речная рыба. (Щука.)

— Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)

— То же самое, что еда. (Пища.)

— Подчеркните в словах орфограмму.

— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)

— Составьте предложение с одним из слов. Послушаем ваши предложения. Самое лучшее предложение мы запишем в тетради. Подчеркните основу предложения. Проверка с использованием светофоров.

3. Словарная работа

- Чтобы ошибок избежать, будем зоркость развивать.

- Сегодня познакомимся с новым словарным словом, написание которого надо запомнить.

- Отгадайте загадку.

Тянется нитка,

Среди нив петляя,

Без конца и края.

Ни её порвать,

Ни в клубок смотать.

- Запишите слово отгадку.

Записывают словарное слово дорога, обозначают орфограмму.

- Какое лексическое значение имеет слово «дорога»?

Высказывают свои мнения.

- Какое другое лексическое значение имеет это слово?

- Где мы можем узнать лексическое значение слова?

Работают со словарём.

Дорога - ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: | самая езда или ходьба, путина, путешествие.

III. Сообщение темы урока

В каких значениях употребляется слово дорога нам расскажет стихотворение В. Остена.

1. Работа по учебнику

— Прочитайте стихотворение с. 48, упр. 60

— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь.)

— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.)

— Придумайте свое предложение со словом дорога.

— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему предложения.

— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.)

Тема нашего урока: «Однозначные и многозначные слова».

- Сформулируем учебную задачу, используя слова узнаем, научимся.

Посмотрите на экран.

- Что здесь изображено?

- Каким одним словом можно назвать предметы?

- Чем похожи все иголки?

- Сколько значений у слова игла?

- Подумайте, как можно назвать слова, у которых много лексических значений?

- Одно лексическое значение?

- Выполнить упр. 58 на с. 47

- Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание вслух. (1 чел. читает)

- Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и прочитать)

- Что изображено в верхнем ряду? (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа)

- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены иглы)

- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)

- Почему словом иглы названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)

- Что изображено в нижнем ряду? (соломенная шляпка, шляпка гриба, шляпка гвоздя)

- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены шляпы)

2. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

- Если у слова шляпа несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)

- Почему словом шляпа названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)

- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)

- Подчеркни главные члены в этом предложении.

- Что объединяет слово иглы и слово шляпка?

- Сделайте вывод. Какие слова называются однозначными, а какие -многозначными?

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упр. 59 (с. 48).

(Работа в парах. Взаимопроверка с использованием светофоров)

— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

— Почему слова так называются — многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно значение.)

— Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная принадлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) острый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)

Выполнить упражнение 61 на стр. 49 (устно)

V. Подведение итогов урока

— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?

Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?

- Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)

VI. Домашнее задание

Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь

VII. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

- Что вам больше всего удалось?

- За что вы можете себя похвалить?

- Что не удалось?

- Чему вам еще нужно научиться?

- По- вашему мнению, как вы работали на уроке?

Спасибо вам за урок!

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Урок русского языка во 2 классе «Что такое однозначные и многозначные слова»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 18:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка во 2 классе «Что такое однозначные и многозначные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пугачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД