Наталья Пугачева
Урок русского языка во 2 классе «Что такое однозначные и многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока : «Что такое однозначные и многозначные слова?»
Автор: Пугачева Наталья Ивановна -
учитель начальных классов ГБОУ ЛНР «ЛСШ № 25 имени М. С. Лиховида»
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Что такое однозначные и многозначные слова“» размещена в разделах
- Многозначные слова, омонимы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами.
Задачи урока :
Предметные:
- познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
- развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте;
- выяснить причины появления у слов нескольких значений;
- учить пользоваться толковыми словарями;
- воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.
Метапредметные:
- познавательные: - соотносить изученные понятия с реальными знаниями;
- регулятивные: - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;
- личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к урокам русского языка.
Оборудование: тетради, учебники, толковые словари, телевизор, карточки с многозначными словами, светофоры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
II. Актуализация знаний
Запишем число и классная работа
1. Минутка чистописания -Чч, Щщ
2. Орфографическая минутка
— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА—ЩА и ЧУ—ЩУ.
— Прибор для измерения времени. (Часы.)
— Кислое травянистое растение. (Щавель.)
— Хищная речная рыба. (Щука.)
— Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)
— То же самое, что еда. (Пища.)
— Подчеркните в словах орфограмму.
— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
— Составьте предложение с одним из слов. Послушаем ваши предложения. Самое лучшее предложение мы запишем в тетради. Подчеркните основу предложения. Проверка с использованием светофоров.
3. Словарная работа
- Чтобы ошибок избежать, будем зоркость развивать.
- Сегодня познакомимся с новым словарным словом, написание которого надо запомнить.
- Отгадайте загадку.
Тянется нитка,
Среди нив петляя,
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать.
- Запишите слово отгадку.
Записывают словарное слово дорога, обозначают орфограмму.
- Какое лексическое значение имеет слово «дорога»?
Высказывают свои мнения.
- Какое другое лексическое значение имеет это слово?
- Где мы можем узнать лексическое значение слова?
Работают со словарём.
Дорога - ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: | самая езда или ходьба, путина, путешествие.
III. Сообщение темы урока
В каких значениях употребляется слово дорога нам расскажет стихотворение В. Остена.
1. Работа по учебнику
— Прочитайте стихотворение с. 48, упр. 60
— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь.)
— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.)
— Придумайте свое предложение со словом дорога.
— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему предложения.
— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.)
Тема нашего урока : «Однозначные и многозначные слова».
- Сформулируем учебную задачу, используя слова узнаем, научимся.
Посмотрите на экран.
- Что здесь изображено?
- Каким одним словом можно назвать предметы?
- Чем похожи все иголки?
- Сколько значений у слова игла?
- Подумайте, как можно назвать слова, у которых много лексических значений?
- Одно лексическое значение?
- Выполнить упр. 58 на с. 47
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте задание вслух. (1 чел. читает)
- Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и прочитать)
- Что изображено в верхнем ряду? (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа)
- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены иглы)
- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
- Почему словом иглы названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
- Что изображено в нижнем ряду? (соломенная шляпка, шляпка гриба, шляпка гвоздя)
- Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены шляпы)
2. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
- Если у слова шляпа несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
- Почему словом шляпа названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
- Подчеркни главные члены в этом предложении.
- Что объединяет слово иглы и слово шляпка?
- Сделайте вывод. Какие слова называются однозначными, а какие -многозначными?
IV. Закрепление изученного материала
1. Выполнение упр. 59 (с. 48).
(Работа в парах. Взаимопроверка с использованием светофоров)
— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
— Почему слова так называются — многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно значение.)
— Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная принадлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) острый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)
Выполнить упражнение 61 на стр. 49 (устно)
V. Подведение итогов урока
— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?
Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?
- Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)
VI. Домашнее задание
Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь
VII. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу.
- Что вам больше всего удалось?
- За что вы можете себя похвалить?
- Что не удалось?
- Чему вам еще нужно научиться?
- По- вашему мнению, как вы работали на уроке?
Спасибо вам за урок!