Муслимова Елена
Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида «Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида
Цели урока:
1) Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине; ознакомить с творчеством Н. П. Крымова и его картиной «Зимний вечер»; продолжить знакомство с пейзажем как жанром живописи
2) Развивать мышление, устную речь, способность создавать художественное описание картины;
Публикация «Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида „Сочинение по картине Н, П, Крымова „Зимний вечер“» размещена в разделах
- Крым. Родной край
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
3) Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Оборудование:
Портрет Н. П. Крымова, репродукция картин Н. П. Крымова «Зимний вечер», «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь»- презентация, карточки, дополнительный материал.
Ход урока:
1. Орг. момент Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет стихотворение Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке»:
СЛАЙД № 2
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы
- Ребята, обратите внимание на то, как описывают красоту зимней природы замечательные поэты.
Многим художникам тоже близка эта тема. Одним из таких был Николай Петрович Крымов.
2. Сообщение темы и цели урока: - Сегодня наш урок посвящен работе над картиной художника Н. П. Крымова. В истории живописи Н. П. Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. (Учебник русского языка стр. 169)
3. Повторение терминов:
- Но прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним какие типы речи вам известны? (Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Описание— это изображение какого-либо явления, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.)
- Как вы думаете, к какому типу речи будет относиться наше сочинение по картине? (описание)
- К какому жанру живописи отнесём эту картину (пейзаж - жанр, в котором на полотне изображены картины природы.)
- В каждом времени года есть свое очарование, и поэты, искатели красоты, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность. Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вспомните картины И. Грабаря «Февральская лазурь», С. Герасимова «Зима», Б. Кустодиева «Масленица» и картины других художников. СЛАЙДЫ №3-6.
Николай Петрович Крымов – известный художник – пейзажист.
4. Сообщение о художнике и его работах: СЛАЙД № 7
Николай Петрович Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа - родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.
Склонность Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком. СЛАЙД № 8
Николай Петрович Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «У мельницы», которые принесли ему известность. СЛАЙД Ы № 9, 10, 11
Н. П. Крымов вошёл в историю русского искусства как поэт родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы. Большое место в творчестве Н. П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). СЛАЙД № 12
Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.
5. Беседа по картине:
- Рассмотрите репродукцию картины и ответьте на вопросы.
- Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? («Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, потому что от нее веет тишиной и спокойствием и умиротворением».)
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? («Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных снегом».)
- Что с первого взгляда привлекает в картине? («Наше внимание привлекает голубой снегс лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
6. Работа в группах. (Задания на карточках.)
Карточка 1
-Подумайте над вопросом и ответьте устно :
-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину, в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».)
Карточка 2
-Подумайте над вопросом и ответьте устно:
-Каким изобразил художник небо в предвечерний час? («Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев».)
- Какими изображены деревья?
(«На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.»)
- Опишите деревушку. («Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола.»)
- Ребята, обратите внимание на особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой.
- Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? («Художник использовал в основном холодные цвета : голубой, серовато-голубой, серебристо-синий,лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)
-Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на этот пейзаж(«Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей заходящего солнца».)
7. Словарная работа:
- Какими синонимами можно заменить слова СЛАЙД № 13
Картина – полотно, произведение, репродукция, пейзаж, работа…
Художник – Н. П. Крымов, автор, живописец, создатель, пейзажист, мастер…
Нарисовал- создал, написал, изобразил…
словарно-стилистическая работа: СЛАЙД № 14
выберите оценочные прилагательные к слову «пейзаж»: красивый, жизненный, зимний, прекрасный, сельский, превосходный, вечерний, изумительный, чудный, спокойный, чудесный, великолепный, волнующий, живописный, изумительный, дивный, сказочный, естественный, искусственный, незабываемый, бесподобный, прелестный, отличный, ведущий, деревенский.
употребите подходящие прилагательные для описания снега, изображенного на картине:
СЛАЙД № 15 белый, жемчужно-белый, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый, лиловатый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.
Назовите сложные прилагательные.
Найдите «цветовые» прилагательные.
Какие прилагательные обозначают качество снега?
8. Составление плана сочинения. СЛАЙД № 16
І. Н. П. Крымов – замечательный художник-пейзажист.
ІІ. Зима в изображении художника Н. П. Крымова.
1. Признаки наступления зимнего вечера:
а)тени; б)снег; в) небо, г)воздух.
2. Цвета, использованные художником для изображения зимнего вечера.
ІІІ. Какие чувства вызывает пейзаж?
9. Работа над сочинением.
1. Варианты вступления.
(«Н. П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем,сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».)
+ 2-3 ученических.
2. Варианты заключения.
(«От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихий деревне, подышать морозным воздухом».)
+2-3 ученических.
10. Итог урока.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Закончим наш сегодняшний урок словами самого автора картины Н. П. Крымова: «Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение.»
- Н. П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.
Домашнее задание: подготовить черновик с примерным сочинением.
Выставление оценок.
Карточка 1
-Подумайте над вопросом и ответьте устно :
-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине?
Карточка 2
-Подумайте над вопросом и ответьте устно:
-Каким изобразил художник небо в предвечерний час?