Дудалова Екатерина
Урок «Природа и рукотворный мир»
План-конспект урока
Учитель: Наш с вами урок я хочу начать со стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро» :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Давайте встанем ровненько, настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Так, молодцы! Присаживайтесь.
Публикация «Урок „Природа и рукотворный мир“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учитель: Ребята, сегодня я на урок принесла с собой различные предметы. Ребята, попробуйте разделить эти предметы на две группы: с левой стороны стола расположите одну группу, а с правой стороны стола вторую группу. Итак, кто хочет попробовать?
(Обучающиеся предполагают, как разделить на группы, затем делят и раскладывают на столе две группы)
Объясните, почему вы именно так разделили? (Можно еще как-нибудь разделить)
( Обучающиеся: К первой группе относится природа, а ко второй то, что сделал человек своими руками).
Учитель: Молодцы! Вы правильно разделили предметы!
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке? Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
( Обучающиеся: Тема нашего урока «Природа и рукотворный мир».)
Учитель: Абсолютно верно. Ребята, мы с вами определили тему нашего урока, давайте теперь попробуем определить задачи нашего урока. Что вам будет интересно узнать? (Мотивировать вопросами)
Учитель: Ребята, давайте посмотрим вокруг. Назовите мне предметы, которые нас окружают в классе? Так, что из названных предметов можно отнести к природе? Так. Ребята, а как вы понимаете слово «природа»? Что это?
Учащиеся: (Предполагают и дают определение) Природа - это то, что нас окружает, не созданное человеком.
Учитель: Так, молодец! Кто еще как думает? Смелее ребята! Проверим свои предположения. Я вывела на экран определение природы. Кто хочет озвучить нам его? Итак, ребята, ваши предположения оказались верны (или неверны).
Ребята, мы с вами выяснили, что такое природа. Теперь скажите, какая бывает природа? Ребята, почему, есть живая и неживая природа, по каким признакам можно отличить живую природу от неживой природы? (Движение, рост, питание, размножение, смерть) .
Ребята, давайте выполним задание на определение живой и неживой природы. На слайде я разместила картинки, а перед вами лежит листочек, на котором написано «Природа» и разделено на живую и неживую природу. Объединитесь в пары, подпишите свои фамилии. Определите и запишите те предметы, которые относятся к живой природе, и те предметы, которые относятся к неживой природе. (Пройти по рядам, смотреть). Как обменяться?*
Ребята, теперь я предлагаю Вам обменяться своими работами по партам и проверить друг друга. (Критерии оценивания). В конце урока сдадите мне свои работы, чтобы я выставила оценки.
Ребята, мы с вами определили, что есть живая и неживая природа, а как вы думаете, есть ли между ними связь? Влияет ли неживая природа на живую? Если да, то как? Сможете привести пример? *Солнце служит источником тепла и света для всего живого. Осенью оно поднимается над землей не так высоко, как летом. Чем ближе к зиме, тем ниже Солнце. Продолжительность дня уменьшается, холодает. Все меньше тепла и света достается Земле. *
Давайте теперь поговорим о рукотворном мире. Ребята, как вы понимаете словосочетание «рукотворный мир»? Почему «рукотворный»? Как образовано это слово? Какие слова спрятались с этом слове?
Так, давайте теперь сформулируем определение: «Что такое рукотворный мир?»
Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рукотворный мир», теперь давайте выполним задание: перед вами листочек, на котором представлены объекты природного и рукотворного мира. Подумайте, какая может быть связь между этими объектами, и составьте пары. Подпишите цифру объекта рукотворного мира к объекту природы или соедините стрелочками. (Пройти, посмотреть)
Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверить со слайдом)
Ребята, теперь выполните самостоятельную работу: перед вами лежит табличка, которую нужно заполнить предметами, которые относятся к природе и к рукотворному миру, опираясь на описание: Например, светит: солнце (относится к природе, лампочка (относится к рукотворному миру). Все справились? Или кто-то затрудняется?
Ребята, кто хочет показать заполненную табличку и рассказать, какие примеры вписал? Смелее! (Поставить оценку)
Ребята, хотели бы попробовать превратить объект природы в объект рукотворного мира?
Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- семена тыквы;
- пластилин;
- тонкие веточки;
- немного фантазии и усидчивости.
Процесс изготовления цветов следующий:
Из пластилина скатываем шарик и формируем серединку цветка. Закрепляем его на веточке. Далее на серединке фиксируем семена тыквы, формируя цветок
Ребята, мы с вами увидели, как можно природные объекты превратить в рукотворный мир.
Ребята, превращая природный мир в рукотворный, мы должны помнить одно важное правило. Как вы думаете какое? («Не навреди»)
Давайте поговорим о нашем отношении к природе : Рассмотрите рисунке на слайде и скажите, правильно ли себя ведут ребята? Объясните, почему? Опираясь на рисунки, сформулируйте и запишите на листочек правила бережного отношения к природе.
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Справились с заданием! Наш урок подошел к концу! Спасибо за урок!