Наталия Шиман
Проект «Рукотворный мир. В мире различных материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : среднесрочный, познавательный.
Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Время реализации проекта : февраль – март 2017 года.
Гипотеза: мы предполагаем, что с помощью игровых занятий, разъяснительных бесед, наблюдений, детского экспериментирования, художественной деятельности и рекомендаций родителям можно корректировать представление детей о взаимосвязи природы и человека, сделать их более отчетливыми для осознанного ориентирования в окружающем предметно-природном мире.
Публикация «Проект „Рукотворный мир, В мире различных материалов“» размещена в разделах
Актуальность проекта : присваивая материальное содержание вещи, ребёнок активно переводит её из плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир. Следовательно, для повышения интереса к окружающему миру, развитию любознательности у дошкольников необходим комплексный подход. Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, модулирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). В связи с этим проектно-исследовательская деятельность будет учитывать актуальное развитие дошкольника, побуждать детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.
Цель проекта : развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира, направленная на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи проекта :
Формировать представления о:
1. Предметах рукотворного мира, качества и свойства, материалы, из которых они сделаны (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса и др.)
Формировать умения:
1. Ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;
2. Узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево, знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);
3. Пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;
4. Использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т. д.).
Развивать:
1. Познавательный интерес детей.
2. Познавательно-поисковую активность ребенка, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
3. Детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
4. Речевые умения: обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
Воспитывать:
1. Бережное отношение к окружающим предметам.
2. Эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов.
3. Умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.
Предполагаемые результаты:
- усвоение детьми знаний, представлений и умений о предметах рукотворного мира, его качествах и свойствах
- развитие у детей самостоятельности, самосознания, активности;
- активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
1-ый этап. Подготовительный. Разработка проекта.
1. Заинтересовать детей изучением данной темы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу, иллюстрации.
3. Подобрать атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Составить план мероприятий.
2-ой этап. Практический.
Планирование работы с родителями:
Родительское собрание «Человек - создатель рукотворного мира».
Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру.
Консультация «Знакомство детей со свойствами предметов».
Консультация «Познавательные интересы дошкольников».
Изготовление поделок детьми совместно с родителями «Удивительные поделки из разных материалов».
Выставка альбомов «Такая разная бумага», «Виды тканей».
Выставка «Деревянные игрушки».
Развлечение «Мы – юные экспериментаторы».
Планирование работы с детьми:
Образовательная область «Ребенок и общество»
Занятия: «Как появляется одежда», «Ознакомление с пластмассой», «История возникновения тарелки», «Удивительные свойства бумаги», «Откуда к нам пришла бумага», «Ткань и ее свойства», «Материалы и их свойства».
Познавательная практическая деятельность:
Экскурсия по группе «Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе», в прачечную. Наблюдение на прогулке «Что из чего, «Изучаем свойства: прочное, твердое, цвет, блеск»; «Свойства дерева», «Волшебные камни», «Бумага», «Ткань».
Опыты – эксперименты: «Мягкий – твердый» (дерево – металл, «Тяжелый легкий», «Бумага и ткань», «Бумага и резина», «Резиновые перчатки», «Горит – не горит», «Дерево умеет плавает», «Какая она пластмасса», «Тонет – не тонет», «Магнетизм», «Зеркало», «Статическое электричество», «Есть ли у магнита препятствие».
Рассматривание: иллюстрации по теме «Профессии», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Инструменты»; илюстраций из разных материалов в энциклопедии «Хочу все знать» под редакцией Т. Н. Нуждиной.
Художественная деятельность:
Изобразительная - ручной труд «Чудесные превращения пластмассовой бутылки», «Подарок папе» (из бросового материала, «Я мастер» (поделки из различных материалов», изготовление альбомов «Такая разная бумага», «Виды тканей». Конструирование «Тюльпан», «Деревянный дом». Аппликация: «Модница», «Избушка ледяная и лубяная». Лепка: «Столовый сервиз», «Горшочки для цветов» (из глины). Рисование: «Дом в котором я живу», «Украсим одежду», «Деревянные матрешки».
Художественно-речевая - чтение художественной литературы: белорусская народная сказка «Зайкава хатка», английская народная сказка «Три поросенка», Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (глава про профессии, «Заплатка», К. Чуковский «Федорино горе», Т. Клешторная «Сукенка раскажа», Я. Бжехва «Клей», А. Иванова «Я будую дом з пяску»; народные сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей»,игра-драматизация по мативам сказки «Три поросенка», составление и отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.
Музыкальная деятельность – игра на музыкальных инструментах «Громко – тихо»; танцы с деревянными ложками, с платочками, со снежинками; слушание П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», Н. Метловой «Платочек».
Игровая деятельность:
Строительные игры: «Улица моего поселка», «Театр и школа», «Юные архитекторы», «Строительство в нашей деревне» (используя схемы). Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Библиотека».
Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Одень куклу». «Три поросенка», пальчиковый театр «Заюшкина избушка».
Дидактические игры: «Что из чего», «Что кому», «Что лишнее», «Сложи матрешку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Пришей пуговицу», «Составь картинку», «Что у нас из металла», «Что из бумаги», «Что из ткани», «Мир предметов», «Сошьем кукле платье».
Игры на развитие речи: «Какой предмет», «Что делает предмет», «Закончи предложение», «Чем был, чем стал», «Волшебные звуки», «Угадай по описанию».
Общение:
Беседы «Для чего нам нужны разные материалы», «Из каких материалов сделаны разные предметы», «Предметы и разные материалы», «Профессия кузнеца»; игровые ситуации «Кто в какой одежде пришел», «Из какого материала твоя игрушка». «С какими игрушками ты играешь», «Деревянные профессии»; игра – импровизация «Магазин игрушек».
3-ий этап. Заключительный.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу о том, что ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности. Необходимо предоставлять детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда.
Подобранные игры, беседы, продуктивная деятельность помогли детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по изучаемой теме.
Эмоциональные переживания детей, яркие впечатления, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали лучшей познавательной активности и сформировали чувства бережливости к окружающим их предметам.
С помощью художественного слова, изобразительных средств у детей закрепились знания по изучаемой теме.
При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили предложеный материал.
Заключительным этапом работы над проектом стало издание стенгазеты «Как мы изучаем материалы и их свойства», развлечение с родителями «Мы – юные экспериментаторы».