Галина Бирюлева
Конспект урока «Ориентирование» 5 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Научится ориентироваться на местности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информац
Технологическая карта урока к § 6
Предмет География
Класс 5
УМК Русское слово. Домогацких и др.
Тип урока Урок открытия новых знаний
Тема урока Ориентирование на местности.
Цель урока Научится ориентироваться на местности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информацию.
Задачи урока
Публикация «Конспект урока „Ориентирование“ 5 класс» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
(планируемые результаты) - формирование умения читать план местности и пользоваться компасом (предметный результат);
- развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);
- развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).
Методы обучения Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся Коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения Физическая карта полушарий. Учебник, карточки рефлексии, маршрутный лист, компасы, компьютер, проектор.
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
2 минуты
2. Проверка домашнего задания
Этап целеполагания, подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний
Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости давайте поприветствуем их и начнём занятие. Проверим всё ли у нас готово к уроку. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.
Цель: Проверим усвоение ранее изученного материала по теме «Глобус и карта».
Напомните мне, пожалуйста, что мы изучали совсем недавно?
ИЛИ
Посмотрите на эти картинки (глобус, географическая карта, физическая карта мира, аэрофотоснимки, космические изображения).
- Как вы думаете, почему именно эти снимки я сегодня разместила перед вами? (изучали на прошлом уроке и должны проверить домашнее задание)
- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили то, о чём мы знали
на прошлом уроке
1. Фронтальная беседа по вопросам: Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку
Ответ учащихся: Глобус и карта
2. Работа по карточкам – «Тест»
Самостоятельная работа и взаимопроверка.
Оцените себя сами. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3». Сдайте их, чтобы я смог проставить оценки в журнал.
3. Атлас (стр. 10 и 25). Самопроверка.
У карты показать каким цветом окрашены : реки, равнины, горы….
Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.
Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и его задачи.
Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения.
Учащиеся слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-
работа с текстом учебника (стр. 29) определение зачитать и записать в тетрадь
Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.
Устная работа
Человек заметил, что солнце встаёт на востоке
стр. учебника 30
Стороны горизонта по-другому называются страны света или румбы.)
стр. учебника 30
Учебник стр. 31
Компас – это прибор, с помощью которого можно ориентироваться.
Учащиеся знакомятся с правилами пользования компасом.
Учащиеся отвечают
Работа в группах
север - норд, (noord)
юг – зюйд, (zuiden)
восток – ост, (ost)
запад – вест, (west)
1) Как вы понимаете, что такое глобус?
2) Объясните, что такое географическая карта?
3) Как вы думаете, что обозначается на географической карте оттенками синего цвета? (моря и океаны)
- Зелёного? (низкие равнины)
- Жёлтого? (приподнятые равнины).
- Коричневого цвета? (горы)
4) Сравните глобус и географическую карту (глобус - шарообразная модель Земли практически без искажений, карта – плоский чертёж с искажениями)
5) Как вы думаете, почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности? (Земля имеет форму шара и изобразить её без искажений невозможно)
6) Объясните, почему на географической карте отражено больше информации, чем на глобусе?
2. Работа по карточкам – «Тест»
Работа по карточкам – «Тест»
1. Уменьшенной моделью земного шара является:
А) глобус
Б) географическая карта
В) план местности
2. По особенностям изображения географическая карта является:
А) рисунком
Б) чертежом
В) моделью
3. На физической карте мира зелё ным цветом обозначены:
А) леса
Б) луга
В) равнины
4. К особенностям топографической карты и плана местности можно отнести:
А) изображение всех материков и океанов
Б) подробное изображение небольшого по площади участка земной поверхности
В) использование рисунков для изображения объектов
5. Разными оттенками синего цвета в пределах морей и океанов на физической карте обозначают участки с различной:
А) температурой воды
Б) солёностью воды
В) глубиной
Ответы на «Тест»
1А, 2Б, 3В, 4Б, 5В
3. – «Работа с картой»
Мы продолжаем с вами изучать Земля и её изображение и
Я предлагаю вам учащимся посмотреть фрагмент мультфильма «Зайчишка заблудился»
- как бы вы повели себя, если оказались бы в такой ситуации?
- если выход из ситуации, в которой оказался зайчонок?
- чего не умел зайчонок?
Учитель предлагает по просмотренному фрагменту мультфильма определить тему урока. У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?
- как вы думаете, что же мы сегодня на уроке будем изучать.
Уточняет тему. «Ориентирование на местности»
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?
1. Выяснить какими способами можно ориентироваться в пространстве.
2. Научиться ориентироваться в пространстве.
3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.
- что же такое ориентирование
(найдите на стр. 29 определение понятию)
Рассказ учителя, что слово «ориентирование» в переводе с латинского языка обозначает «восток»
- как вы думаете, а почему именно восток?
- Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?
1. Выяснить какими способами можно ориентироваться в пространстве.
2. Научиться ориентироваться в пространстве.
3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.
Составление Кластера.
что же такое ориентирование (найдите на стр. 29 определение понятию
1. Ориентирование.
1) Как вы понимаете, что такое ориентирование? (определение своего местоположения относительно сторон горизонта)
- В переводе с латыни «ориенс» означает «восток». При чём тут восток? (Первое направление, которое человек научился определять был восток. Нет ничего проще: где встаёт солнце – там и восток).
- А какие ещё стороны горизонта вы знаете? (север, юг, запад).
ФИЗМИНУТКА (давайте попробуем сориентироваться в классе)
- Где у нас утром восходит солнце? (потянули ручки на восток. Поманили его к себе)
- Дальше Солнце идёт на …. (запад).
Поможем Солнышку найти запад (помахали ему «до свидания»).
- Скоро у нас наступит зима. Она придёт к нам с севера (позовём её).
- А птичкам холодно и они улетают на юг (проводим птиц)
- Садитесь, ребята и найдите, в учебнике как по-другому называются стороны горизонта?
- Как вы считаете, что такое румбы? Найдите это понятие в учебнике. (Стороны горизонта по-другому называются страны света или румбы.)
- Как определить румбы на местности?
- Как вы думаете, как человек может ориентироваться на местности?
Рассказ учителя.
Стороны горизонта – стороны света - румбы
Промежуточные стороны горизонта (работа со схемой)
- Основные направления – с, в, ю, з;
- Промежуточные - св, юв, юз, сз;
- Румб – направления к точкам горизонта.
Вопросы классу :
1. Какая сторона горизонта противоположна северу?
2. Какая сторона горизонта противоположна западу?
3. Если стать лицом к северу, какая сторона горизонта будет сзади? Слева? Справа?
Ребята в Китае был изобретён прибор, с помощью которого можно было ориентироваться
Вам приходилось пользоваться компасом? Учитель ведет диалог.
Что такое компас?
Работа по учебнику. Стр. 30 учебник.
Инструкция по работе с компасом
Практическая работа (2-3 мин)
Пользуясь компасом, определите:
А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса ….
Б) направление, в котором находится дверь класса…
В) в каком направлении от вас расположен стол учителя….
Г) направление, в котором находится баскетбольная площадка …
Д) направление, в котором находится школьная столовая…
Е) в каком направлении находиться классная доска….
Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор существует традиции называть румбы по-голандски: север - норд, юг – зюйд, восток – ост, запад – вест. Именно поэтому на некоторых компасах северное направление помечено буквой N, а южное – S. Но голландцы были еще и прекрасными моряками. Именно они изобрели особый головной убор для моряков и рыбаков. Это брезентовая шляпа, надежно закрывающая шею и плечи моряка от ветра и дождя. Назвали эту шляпу зюйдвестка.
Первичное закрепление знаний.
- Посмотрите, сколько новых слов сегодня мы с вами услышали. Давайте закрепим эти понятия.
1 – Сторона горизонта или страна света по-другому называются - …. (румб)
2 – Прибор, с помощью которого можно определить стороны горизонта (компас)
Практическая работа №5
Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы
Дети выполняют работу.
Итоговый этап.
Оценка ответов учащихся за урок.
Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: подведение итогов урока.
- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, поняли, что такое ориентирование?
- Оцените свою работу сегодня на уроке?
- Кого вам хочется похвалить за работу на уроке?
- Что вы для себя взяли из урока?
Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся
- Молодцы, ребята! Я думаю, вы в жизни не потеряетесь! Вы очень хорошо сегодня работали: показали себя, свои знания. Меня не подвели. Умнички, вы мои!
- А домашнее задание поможет вам закрепить знания
Цель: объяснить задание для подготовки к следующему уроку.
Учитель дает домашнее задание и комментирует его.
1. Параграф 6.
2. Подготовиться к повторению. № 3 - 6
Учащиеся заполняют листочки, на которых оценивают свое усвоение материала на уроке
Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию
Рефлексия
Даёт задание учащимся на листочках оценить свою деятельность
Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
сегодня я узнал (а…
было интересно…
мне понравилось….
было трудно…
я выполнял (а) …
я понял (а, что…
теперь я могу…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Итог учителя. Я ….рад буду видеть вас на следующем уроке. Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.
6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
В ноябре 2001 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 6 ноября каждого года Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов.
Принимая это решение, она учитывала, что ущерб, причиняемый окружающей среде во время вооруженных конфликтов, приводит к ухудшению состояния экосистем и природных ресурсов на длительный период после прекращения конфликтов и часто затрагивает не только одно государство и не только нынешнее поколение.
Война, какими бы ни были ее причины, приносит ужасы для гражданского населения и может в течение считанных минут уничтожить то, что иногда было создано целыми поколениями.
Помимо человеческих страданий, которые причиняет война, она также ведет к разрушению окружающей среды.
Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов был учрежден Генеральной Ассамблеей с целью привлечения внимания к экологическим последствиям войны и важному значению отказа как от эксплуатации, так и бессмысленного причинения ущерба экосистемам в стремлении достичь военных целей.
Стороны, участвующие в боевых действиях, несут ответственность за соблюдение международных норм и соглашений, таких, как Женевские конвенции, которые регулируют ведение войны. Некоторые из таких норм, как, например, запрещение преднамеренного уничтожения сельскохозяйственных угодий, имеют экологическую направленность.
Однако в целом экологические последствия войны игнорируются современными законами.
Настало время, для того чтобы мы пересмотрели международные соглашения, касающиеся войн и вооруженных конфликтов, с тем чтобы обеспечить, чтобы они также охватывали как преднамеренное, так и непреднамеренное причинение ущерба окружающей среде.
Большая синица (большак)
Класс •Птицы
Отряд •Воробьинообразные
Семейство •Синицевые
Род или группа •Синицы
По старинному русскому календарю 12 ноября отмечается день памяти священномученика Зиновия Синичника или Синичкин день – праздник синиц, рыбаков и псарных охотников. Считалось, что к этому дню прилетают птицы-зимники – синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели. Летом они живут в лесу, а с приближением холодов в поисках корма перебираются поближе к человеческому жилью. Появление зимних птиц в саду предвещает скорый приход холодов - «Синица – она порошам вестница». Чтобы задобрить птиц в деревнях строили разнообразные кормушки и привязывали кусочки сала к веткам деревьев: «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной». Уже несколько лет подряд по инициативе Союза охраны птиц России этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц и начинают подкормку пернатых.
В Подмосковье обитает пять видов синиц: Большая - самая большая и самая плодовитая;
Хохлатая - самая необычная; Длиннохвостая - самая хвостатая и самая общительная;
Лазоревка - самая красивая; Московка - самая маленькая
Третий четверг ноября – День отказа от курения
Каждый год в третий четверг ноября во всем мире отмечает День борьбы против курения. Цель глобальной акции - привлечь внимание общества к проблеме вреда, наносимого пристрастием к курению. Врачи предлагают курильщикам хотя бы на этот день отказаться от вредной привычки. Однако, по статистике, бросить курить с первой попытки получается у менее 20 % курильщиков.
Зависимость от табака признана одной из самых распространенных эпидемий за всю историю человечества - никотиноманией. Она стоит в одном ряду с алкоголизмом и наркоманией. По данным ВОЗ, табак является второй по значимости и главной предотвратимой причиной смерти в мире. Из-за него ежегодно умирает около пяти миллионов людей. По оценкам, при сохранении существующих тенденций к 2020 г. никотин будет ежегодно приводить к преждевременной смерти десяти миллионов человек. Табак является единственным легальным продуктом, от которого умирает половина людей, регулярно его использующих. Это означает, что 650 миллионов людей из 1,3 миллиарда курильщиков умрет преждевременной смертью. Для людей смертельная доза никотина - 50-100 миллиграммов. При выкуривании в день 20-25 сигарет за 30 лет курильщик пропускает через свои легкие 150-160 килограммов табака и не умирает только оттого, что вводит его небольшими дозами.
Табак увеличивает риск развития тяжелых респираторных и сердечно- сосудистых заболеваний. Врачи напрямую связывают развитие хронического бронхита и хронических заболеваний легких с курением. Более 60% некурящих минимум час в неделю вынуждены дышать воздухом, отравленным табачным дымом, становясь при этом пассивными курильщиками.
В России курят 77% мужчин,
27% женщин и 42% детей и подростков.
Всего в стране выкуривают
примерно 300 миллиардов сигарет в год –
по 103 пачки на каждого россиянина,
включая новорожденных.
29 Ноября - день создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)
По инициативе и при участии видных российских ученых, общественных и государственных деятелей в 1924 году создано Всероссийское Общество охраны природы – крупнейшая общественная экологическая организация России.
Целью создания Всероссийского общества охраны природы была необходимость добровольного объединения научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны, подорванных беспощадной эксплуатацией, гражданской войной и разрухой.
С 1960г. ВООП является членом Международного союза охраны природы (МСОП).
В 1984 г. за активную природоохранную деятельность общество было награждено Серебряной медалью программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
ВООП является одним из участников Координационного совета общественных организаций России, участником Круглого стола общественных экологических организаций, учредителем Российской организации «Зеленого Креста», Экологического Конгресса, Российского Экологического движения (РЭД).
На всех этапах своего развития Общество оказывало содействие государственным, и, прежде всего, природоохранным, органам в решении многообразных природоохранных и экологических проблем.
Основная цель Общества в настоящее время - организация движения общественности за здоровую и благоприятную экологическую обстановку в России, за создание условий, способствующих ее устойчивому экологически безопасному развитию.
Основные направления деятельности: экологическое образование и воспитание населения; пропаганда экологических знаний; научно- техническая и практическая природоохранная деятельность; общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Общество имеет организации во всех субъектах Российской Федерации, в его рядах состоит более 3 млн человек.
ВООП уделяет большое внимание развитию любительского клубного движения. При организациях ВООП работает около 2400 клубов по естественно-научным направлениям (цветоводство, аквариумистика, голубеводство и т. д.).
ВООП призывает население России вступать в ее ряды, чтобы совместными усилиями решать экологические проблемы, оказывать Обществу необходимую поддержку в защите конституционных прав граждан России на благоприятную окружающую среду.