Елена Васильевна Рязанцева
Урок окружающего мира в 4 классе «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок окружающего мира в 4-м классе
«Из книжной сокровищницы Древней Руси»
(УМК «Школа России», авт. учебника А. А. Плешаков)
Цели:
создать условия для ознакомления учащихся с процессом создания славянской письменности, рукописными книгами и летописями как историческими документами; определения границ «знания» и «незнания»;
способствовать формированию учебно-познавательных и информационных компетенций;
учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
Публикация «Урок окружающего мира в 4 классе „Из книжной сокровищницы Древней Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями при работе в группах;
содействовать воспитанию интереса к изучению истории появления письменности на Руси, бережного отношения к книгам.
Формируемые УУД
познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявлять роль летописей для изучения истории России, характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; работать со словарём; формулировать выводы по изученному материалу;
регулятивные — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные — слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения;
личностные — проявлять уважительное уважение к истории и культуре народа, осознавать единство с окружающим миром, устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайды в режиме PowerPoint, учебник.
Ход урока.
I. Организационный момент
Вот опять звенит звонок -
Приглашает на урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Сегодня мы с вами не просто учитель и ученики. Мы исследователи! У нас 5 команд, а значит, 5 исследовательских отделов.
- Прочитайте слова и выберите, какую работу выполняет исследователь. Наблюдает, скучает, задаёт вопросы, анализирует, бегает, работает с литературой, отбирает нужный материал, играет, рассуждает.
II. Актуализация опорных знаний.
Перед нашим исследовательским институтом поставлена задача - кратко отчитаться о проделанной на данный момент работе по теме «Страницы истории России». Для наиболее эффективного выполнения задания каждый отдел представляет результаты по своей мини-теме, далее один исследователь от каждого отдела выступает перед всем коллективом нашего института и принимает поступившие замечания.
1) Жизнь древних славян.
- Какие национальности произошли от восточных славян?
- Что такое «бортничество»?
- Как и зачем поступали славяне с вырубленными деревьями?
- Что значит топить избу «по-черному»?
- Кто такой Перун?
2) Во времена Древней Руси.
- Куда вели славян водные пути на севере?
- Куда вели славян водные пути на юге?
- Почему этот торговый путь называли «из варяг в греки»?
- Кого новгородцы призвали на княжение в 862 году?
- Как называлась столица Древнерусского государства, возникшего в 882 году при князе Олеге?
3) Князь Владимир и Крещение Руси.
- Как в былинах величали князя Владимира?
- Как под руководством князя Владимира Русь защищалась от набегов - кочевников?
- Под каким прозванием князь Владимир вошел в историю?
- Как происходит обряд Крещения?
- Назовите год крещения Руси.
4) Древний Киев.
- Как назывался укрепленный центр русского города?
- Кто жил внутри Кремля?
- Кто жил снаружи Кремля?
- При каком князе особенно расцвел Киев?
- Назовите две главные достопримечательности Киева.
5) Древний Новгород.
- Где располагается Великий Новгород?
- Какие ремесленники славились в Новгороде своим мастерством?
- Что значило у новгородцев выражение «постоять за Святую Софию»?
- Кто такие «посадники»?
-Что такое «вече»?
Ребята, двух представителей нашего института, наиболее углубленно изучивших тему «Страна городов», направляют для обмена опытом в соседний институт (4 «В» класс). Давайте прослушаем и оценим их доклады и презентации.
Рыжкова София – «Путешествие в Древний Киев»
Третьякова Ульяна – «Путешествие в Древний Новгород»
III. Открытие новых знаний.
1). Уважаемые исследователи! Обратите внимание на тот факт, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Значит, люди умели писать и читать. И сегодня мы подробно исследуем вопрос возникновения письменности на Руси.
Зачитываем название темы по учебнику «Из книжной сокровищницы древней Руси»
А что такое «сокровищница»? Слово эксперту-лингвисту Щербинину Данилу
- Обратимся к Толковому словарю Ожегова.
СОКРОВИЩЕ - драгоценность, дорогая вещь; СОКРОВИЩНИЦА – место хранения сокровищ.
Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Кому создан этот памятник? Кто эти люди?
2).Ребята, из командировки по Византии вернулся наш научный сотрудник Колесников Святослав. Он подготовил доклад о возникновении письменности на Руси.
В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.
Братья происходили из знатной греческой семьи, жившей в македонском городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, имея военное звание, он был правителем в одном из славянских княжеств. Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по – русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. По окончании учения был назначен хранителем библиотеки.
После принятия Христианской религии славяне стали использовать вместо простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. До сих пор мы пользуемся кириллицей. Братья - монахи были причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.
- Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь, что уже второе тысячелетие помнят о них народы? (создали славянскую азбуку)
3). Знакомство с образцами букв глаголицы и кириллицы.
- Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей, в память о ее создателе.
- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.
- А вот какой была глаголица, давайте познакомимся.
Буква а – в IX веке ее называли «аз».
Буква «бэ», в IX веке ее называли «буки».
- А теперь их соедините. Какое слово получилось? /азбука/
- О чем это слово может рассказать? /пришли в первый класс, и азбука научила читать/
- Почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).
Алфавит в Древней Руси называли азбукой по названию первых букв. Она называлась глаголица. Глагол переводится как слово, речь. С помощью глаголицы можно было записать устную речь.
Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллица-Кириллом.
Физминутка "Богатыри"
Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо. И ещё, через левое плечо.
4) Продолжаем нашу работу в исследовательском институте. Каждый отдел должен провести самостоятельное исследование по тексту учебника на стр. 56 – 57.
Необходимо прочитать текст и составить его план. Используем также дополнительный материал из учебника «Литературное чтение» (4 класс, 1 часть, авт. Горецкий).
IV. Первичная проверка знаний.
1. Как называлась запись о важнейших событиях на Руси, как они велись?
/летопись - записи о событиях по годам: «лето»=год/
2. Какую известную летопись написали в Древней Руси? / «Повесть временных лет»/
3. Кто написал «Повесть временных лет»? (в начале 12 века, написал Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)
4. О чем рассказывает эта книга? /о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях; эту книгу считают повестью о начале Руси/
---
1. Почему рукописные книги Древней Руси настоящие произведения искусств? /над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики/
2. Что использовали для письма в 14 веке? А еще писали на пергаменте. Это выделанная кожа животных.
3. Какие краски использовали для украшения рукописей? (киноварь - краска желто-красного цвета, охра - краска желтого цвета)
4. Что служило орудием письма? /гусиным пером/
1. Как украшались книги? (орнаментами и миниатюрами, заставками и концовками)
2. Во что одевали книгу? (в переплет, который делался из досок и обтягивался кожей или тканью)
3. Чем были отделаны переплеты дорогих книг? (золотом и драгоценными камнями)
4. Почему рукописные книги не всем были доступны? (они были очень дороги)
- Как вы думаете, почему для письма выбрали гусиное перо, а не другое?
- Перья гусиные были крепче, конец его срезали и затачивали специальным ножом. От способа заточки зависело: красиво ли напишешь.
- А. С. Пушкин свои знаменитые произведения писал гусиным пером…
V. Домашнее задание: стр. 55-58. Индивидуальные задания: «Рукописные книги». «Александр Невский»