Получи документы

Урок окружающего мира в 4 классе «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Елена Васильевна Рязанцева
Урок окружающего мира в 4 классе «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок окружающего мира в 4-м классе

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»

(УМК «Школа России», авт. учебника А. А. Плешаков)

Цели:

создать условия для ознакомления учащихся с процессом создания славянской письменности, рукописными книгами и летописями как историческими документами; определения границ «знания» и «незнания»;

способствовать формированию учебно-познавательных и информационных компетенций;

учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;

Публикация «Урок окружающего мира в 4 классе „Из книжной сокровищницы Древней Руси“» размещена в разделах

развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями при работе в группах;

содействовать воспитанию интереса к изучению истории появления письменности на Руси, бережного отношения к книгам.

Формируемые УУД

познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявлять роль летописей для изучения истории России, характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; работать со словарём; формулировать выводы по изученному материалу;

регулятивные — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные — слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения;

личностные — проявлять уважительное уважение к истории и культуре народа, осознавать единство с окружающим миром, устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайды в режиме PowerPoint, учебник.

Ход урока.

I. Организационный момент

Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать.

Сегодня мы с вами не просто учитель и ученики. Мы исследователи! У нас 5 команд, а значит, 5 исследовательских отделов.

- Прочитайте слова и выберите, какую работу выполняет исследователь. Наблюдает, скучает, задаёт вопросы, анализирует, бегает, работает с литературой, отбирает нужный материал, играет, рассуждает.

II. Актуализация опорных знаний.

Перед нашим исследовательским институтом поставлена задача - кратко отчитаться о проделанной на данный момент работе по теме «Страницы истории России». Для наиболее эффективного выполнения задания каждый отдел представляет результаты по своей мини-теме, далее один исследователь от каждого отдела выступает перед всем коллективом нашего института и принимает поступившие замечания.

1) Жизнь древних славян.

- Какие национальности произошли от восточных славян?

- Что такое «бортничество»?

- Как и зачем поступали славяне с вырубленными деревьями?

- Что значит топить избу «по-черному»?

- Кто такой Перун?

2) Во времена Древней Руси.

- Куда вели славян водные пути на севере?

- Куда вели славян водные пути на юге?

- Почему этот торговый путь называли «из варяг в греки»?

- Кого новгородцы призвали на княжение в 862 году?

- Как называлась столица Древнерусского государства, возникшего в 882 году при князе Олеге?

3) Князь Владимир и Крещение Руси.

- Как в былинах величали князя Владимира?

- Как под руководством князя Владимира Русь защищалась от набегов - кочевников?

- Под каким прозванием князь Владимир вошел в историю?

- Как происходит обряд Крещения?

- Назовите год крещения Руси.

4) Древний Киев.

- Как назывался укрепленный центр русского города?

- Кто жил внутри Кремля?

- Кто жил снаружи Кремля?

- При каком князе особенно расцвел Киев?

- Назовите две главные достопримечательности Киева.

5) Древний Новгород.

- Где располагается Великий Новгород?

- Какие ремесленники славились в Новгороде своим мастерством?

- Что значило у новгородцев выражение «постоять за Святую Софию»?

- Кто такие «посадники»?

-Что такое «вече»?

Ребята, двух представителей нашего института, наиболее углубленно изучивших тему «Страна городов», направляют для обмена опытом в соседний институт (4 «В» класс). Давайте прослушаем и оценим их доклады и презентации.

Рыжкова София – «Путешествие в Древний Киев»

Третьякова Ульяна – «Путешествие в Древний Новгород»

III. Открытие новых знаний.

1). Уважаемые исследователи! Обратите внимание на тот факт, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Значит, люди умели писать и читать. И сегодня мы подробно исследуем вопрос возникновения письменности на Руси.

Зачитываем название темы по учебнику «Из книжной сокровищницы древней Руси»

А что такое «сокровищница»? Слово эксперту-лингвисту Щербинину Данилу

- Обратимся к Толковому словарю Ожегова.

СОКРОВИЩЕ - драгоценность, дорогая вещь; СОКРОВИЩНИЦА – место хранения сокровищ.

Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Кому создан этот памятник? Кто эти люди?

2).Ребята, из командировки по Византии вернулся наш научный сотрудник Колесников Святослав. Он подготовил доклад о возникновении письменности на Руси.

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Братья происходили из знатной греческой семьи, жившей в македонском городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, имея военное звание, он был правителем в одном из славянских княжеств. Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по – русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. По окончании учения был назначен хранителем библиотеки.

После принятия Христианской религии славяне стали использовать вместо простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. До сих пор мы пользуемся кириллицей. Братья - монахи были причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.

- Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь, что уже второе тысячелетие помнят о них народы? (создали славянскую азбуку)

3). Знакомство с образцами букв глаголицы и кириллицы.

- Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей, в память о ее создателе.

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком.

- А вот какой была глаголица, давайте познакомимся.

Буква а – в IX веке ее называли «аз».

Буква «бэ», в IX веке ее называли «буки».

- А теперь их соедините. Какое слово получилось? /азбука/

- О чем это слово может рассказать? /пришли в первый класс, и азбука научила читать/

- Почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).

Алфавит в Древней Руси называли азбукой по названию первых букв. Она называлась глаголица. Глагол переводится как слово, речь. С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

Глаголица была создана Кириллом и Мефодием, а кириллица-Кириллом.

Физминутка "Богатыри"

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

4) Продолжаем нашу работу в исследовательском институте. Каждый отдел должен провести самостоятельное исследование по тексту учебника на стр. 56 – 57.

Необходимо прочитать текст и составить его план. Используем также дополнительный материал из учебника «Литературное чтение» (4 класс, 1 часть, авт. Горецкий).

IV. Первичная проверка знаний.

1. Как называлась запись о важнейших событиях на Руси, как они велись?

/летопись - записи о событиях по годам: «лето»=год/

2. Какую известную летопись написали в Древней Руси? / «Повесть временных лет»/

3. Кто написал «Повесть временных лет»? (в начале 12 века, написал Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)

4. О чем рассказывает эта книга? /о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях; эту книгу считают повестью о начале Руси/

---

1. Почему рукописные книги Древней Руси настоящие произведения искусств? /над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики/

2. Что использовали для письма в 14 веке? А еще писали на пергаменте. Это выделанная кожа животных.

3. Какие краски использовали для украшения рукописей? (киноварь - краска желто-красного цвета, охра - краска желтого цвета)

4. Что служило орудием письма? /гусиным пером/

1. Как украшались книги? (орнаментами и миниатюрами, заставками и концовками)

2. Во что одевали книгу? (в переплет, который делался из досок и обтягивался кожей или тканью)

3. Чем были отделаны переплеты дорогих книг? (золотом и драгоценными камнями)

4. Почему рукописные книги не всем были доступны? (они были очень дороги)

- Как вы думаете, почему для письма выбрали гусиное перо, а не другое?

- Перья гусиные были крепче, конец его срезали и затачивали специальным ножом. От способа заточки зависело: красиво ли напишешь.

- А. С. Пушкин свои знаменитые произведения писал гусиным пером…

V. Домашнее задание: стр. 55-58. Индивидуальные задания: «Рукописные книги». «Александр Невский»

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мир в 3 классе «Петр Великий» по УМК «Школа-2100» Цель урока: Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни. Задачи.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 4 классе «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Опубликовано: 4 октября 2020 в 23:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок окружающего мира в 4 классе «Из книжной сокровищницы Древней Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильевна Рязанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД