Людмила Владимировна Кирюхова
Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Технологическая карта изучения темы «Что вокруг нас может быть опасным»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Что вокруг нас может быть опасным»
Цели
Образовательные: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Публикация «Конспект урока окружающего мира в 1 классе, Технологическая карта изучения темы „Что вокруг нас может быть опасным“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Знать номера телефонов экстренных служб. Знать правило перехода улицы.
Уметь различать опасность. Уметь правильно реагировать на опасность.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Безопасность, бытовые приборы, проезжая часть, светофор, экстренные службы.
Межпредметные связи Окружающий мир, ОБЖ
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 46-47.
Презентация,карточки.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
1. Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. – Отгадайте загадки
Слайд 3.
1) Водные животные, тело которых покрыто чешуей. (рыбы)
2) Животные, тело которых покрыто шерстью. (звери)
3) Лишь солнце погасло
И стало темно,
Как по небу кто-то
Рассыпал зерно. (звезды)
4) Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой. (компьютер)
5) Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран. (зоопарк)
6) Дышит, растет,
А ходить не может. (растение)
7) Животные, тело которых покрыто перьями. (птицы)
3. Слайд 4. Девиз урока : «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цели:
- организовать актуализацию умений находить лишний предмет, обобщать предметы, используя связь целого и частей;
-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Проговаривают, что повторили.
Выполняют задание устно.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Организует актуализацию умений находить лишний предмет, путем обобщения предметов, используя связь целого и частей.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Предлагает задание для пробного действия.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фронтальную проверку
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
1. - А теперь переходим к следующему этапу.
- Что мы будем делать? (Повторять).
2. Слайд 5-6.
- Распредели по группам.
3. Слайд 7-8.
- Найдите лишние предметы.
- Объедините лишние предметы в две группы. (посуда и бытовые приборы)
3. – Что мы повторили?
4. Что ты должен был выполнить дома? (нарисовать рисунок предмета и подготовить небольшой рассказ о нем)
5. Задание для пробного действия.
Слайд 9.
Он бывает каменным или деревянным.
Может быть огромным и не очень. (Дом)
Муравьишка желает познакомиться с домом человека Поможем ему в этом. Что представляет собой современный дом? (это здание, построенное из кирпича или панельных пли. Если оно высотное, то для удобства используют? (лифт)
6. Формулировка правил безопасного пользования лифтом
Какие правила пользования лифтом вы знаете?
– Что необходимо делать, если вы застряли в лифте?
– Как нужно себя вести, если выключился свет в лифте?
Мы с вами и Муравьишкой поднялись в лифте и оказались в квартире.
7. Сопоставление и выявление закономерностей.
Еще в каждом доме много всяких проводов – для телефона, телевизора. Шумят и гудят разные приборы: холодильник, стиральная машина, магнитофон.
- Все эти вещи человек сделал для своего удобства. Придя домой мы привыкли чувствовать себя уютно, комфортно и спокойно. Нам даже в голову не приходит, что дома нас могут поджидать какие-то опасности.
Почему?
- Любая вещь может быть опасной и безопасной. Может помогать, а может мешать и даже угрожать. Вещь – не живая, и своего отношения к человеку у нее нет. «Оживляет» вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства. Они никогда ему не навредят. Многое зависит от того, как мы себя ведем.
Какая же тема сегодняшнего урока? (Что вокруг нас может быть опасным) Безопасность вокруг нас. Как вы понимаете слово безопасность?
Уметь объединять предметы в группы
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. - В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что может быть опасным). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. 1. – Что же будем делать? (Сами искать способ)
2. - Какую цель ставим? (Узнать, что может быть опасным в доме).
3.- Что вы повторили в начале урока? (в доме нас окружает посуда и бытовые приборы)
4. - Наметим наш план действий:
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, какие предметы могут представлять опасность.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Физкультминутка Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока. Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока. 1. Слайды 9-10
- Как устроен дом?
2. Работа с учебником.
- Рассмотрите рисунки.
3. Подводящий диалог
- Какие опасности могут нести изображенные предметы?
- Выделите среди них режущие и колкие предметы.
- Какую угрозу они могут представлять?
- Что нужно делать чтобы избежать эти опасности. (хранить предметы в специальных местах и не разбрасывать)
- Назовите бытовые приборы.
Слайд 12.
- При помощи чего они работают? (электричества)
- Что же будем делать, если заметим неполадки с электричеством: задымился провод, выскочила искра? (скажу взрослым)
- Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы, может ударить током. Когда уходишь из дома нужно выключать все приборы. Почему? (может возникнуть пожар)
-Рассмотрите рисунки и скажите, только ли от электроприборов может быть пожар? (от газовой плиты и баловства со спичками).
Мудрая Черепаха принесла эти правила в картинках Муравьишке, а он не может их понять. Ребята, помогите ему. – Рассмотрите рисунок – схему. Что изображено? Как можно понять этот схематический рисунок?
(Правило №1. Нельзя мокрыми руками включать и выключать электроприборы)
(Правило №2. Нельзя выключать электроприборы, дергая за шнур)
Слайд 13-14.
- Какую опасность может еще представлять газовая плита? (утечка газа)
Почему газ может наполнить кухню?
- Что нужно сделать если почувствуешь запах газа? (сказать взрослым, открыть окно)
-Какие бывают плиты (электрические и газовые)
-Какая плита менее опасна? (нельзя говорить какая менее опасна, если соблюдать правила безопасности, то плиты все безопасны)
-А какие правила безопасности с газовой плитой нужно соблюдать? С электрической плитой? Слайд 15.
Кто знает телефон газовой службы? (04)
А что сделать, если вдруг порезался или обжегся?
- У мамы на кухне есть обязательно аптечка, где находятся бинт, йод, лекарства.
-Необходимо ли и с лекарствами соблюдать правила безопасности? (да, нельзя есть лекарства без назначения врача)
ПРАВИЛА
(лекарства)
• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства:
• Во-первых, это не вкусно!
• Во-вторых, не правильно принятое лекарство может оказаться ядом!
Вывод:
_-Все ли предметы в доме опасны (нет, при соблюдении ТБ они безопасны).
- Назовите еще опасности. (электричество)
Слайды 16.
- К чему они могут привести? (к пожару) Слайд 17.
- Знаете ли вы номер телефона, по которому нужно звонить во время пожара? (01) Слайд 18.
Слайд 19
Какую опасность таят в себе данные предметы.
- Все эти опасности могут причинить вред здоровью. Куда нам обратиться? (в скорую помощь)
- По какому номеру? (03)
Иметь представление об экстренных службах Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI. Включение в систему знаний и повторение. Практическая работа.
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Выполняют задание по тетради. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Работа в печатной тетради: стр. 32 .
1. Обведи лишний предмет в каждой группе. Обоснуй своё решение.
Уметь различать бытовые предметы по уровню опасности.
Уметь обосновывать свои мысли
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
- организовать включение новое знание в систему знаний;
- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Выполняют задание по учебнику, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание самостоятельно.
Задания на пропедевтику изучения
последующих тем
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы Работа по учебнику. Стр. 47
- Где еще мы должны с вами быть очень внимательны и осторожны?
- Рассмотрите рисунок. Что на нем видите? (проезжая часть дороги)
- Что установлено на перекрестке, чтобы движение было безопасным? (светофор)
- А для пешеходов есть светофор? Покажите.
- Чем он отличается? (два цвета и человечки)
- Как муравьи переходят улицу? (по пешеходному переходу)
- Как обозначен пешеходный переход? (нарисована зебра)
- А что установлено на перекрестке? (дорожный знак)
- Что означает этот знак? (пешеходный переход)
- Рассмотрите рисунок в верхней части. Что нарисовано? (светофор для транспорта, светофор для пешеходов и дорожный знак)
Задание 2.
- Раскрасьте сигналы светофора и дорожный знак.
Уметь различать виды светофоров
Уметь обдумывать последовательность действий
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Когда обычные вещи могут быть опасными для нас? (Если с нами неправильно обращаться)
Слайд22.
- Еще раз назовите номера телефонов экстренных служб.
- Давайте сделаем вывод. Слайд 23.
- С какими правилами перехода проезжей части вы познакомились?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов. Умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).