Альбина Романова
Урок математики во 2 классе. Тема «Окружность. Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Окружность. Круг»
Цель: познакомить уч-ся с новыми геометрическими фигурами: окружностью, кругом и их элементами (диаметр, радиус, центр).
Задачи: 1) познакомить с историей возникновения математических понятий;
2) научить уч-ся пользоваться циркулем для вычеркивания окружностей;
3) развивать внимание, пространственное мышление, память, воображение, кругозор, словарный запас детей;
Публикация «Урок математики во 2 классе, Тема „Окружность, Круг“» размещена в разделах
- Математика, 2 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4) провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем;
5) воспитывать любовь к математике, трудолюбие, дисциплинированность, товарищество.
6) аккуратность и осторожность при применении циркуля.
6) воспитывать духовно-нравственные ценности. Уважение к традициям народа.
Вид урока : объяснение нового материала.
Образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. ИКТ.
3. Технология предметного проектирования.
4. Технология развивающего обучения.
5. Технология личностно-ориентированного обучения.
Место проведения урока : кабинет информатики.
Оборудование для уч-ся:
1. рабочая тетрадь
2. циркуль
3. цветные карандаши
4. линейка
Оборудование для учителя:
1. Плакат «Сиди правильно»
2. тренажёр для глаз
3. тестовая работа
4. циркуль
5. линейка
6. набор геометрических фигур
7. компьютеры
8. верба
9. музыкальная шкатулка с геометрическими фигурами
10. раздаточный материал
11. таблица
12. цветные мелки
Ход урока
I. Организация класса
1. У: Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс
Чтобы дети не ленились
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись друг другу
Пожелали добрым взглядом
Отличных отметок
И за парты тихо сели.
2. У: На уроке у нас присутствует много гостей – это учителя нашей школы. Давайте у них поинтересуемся для чего они к нам пришли на урок (ответ учителей).
3. Желаю вам успехов в работе, я обязательно буду помогать, кто будет затрудняться. Наша помощница и хозяйка кабинета это Кавинская Н. А.
Девиз нашей работы: «Все помогают каждому, каждый помогает всем». (слайд №1)
II. Проверка домашнего задания
1. Ребята, как этот девиз связан с домашним заданием? (Нужно было решить примеры, сопоставить ответ с буквой и отгадать загадку – «Возле елок из иголок, летним днём построен дом, за травой не виден он, а жильцов в нём миллион» - муравей).
2. Муравьи очень большие труженики. Они работают дружно, слажено, активно помогают друг другу. Вот так и мы должны с вами работать.
3. 6000 видов муравьев: муравьи бывают лесные, медовые, садовые, портные, листорезы и другие.
III. Актуализация знаний.
1. Посмотри внимательно на геометрические фигуры (открываю доску).
(треугольник, квадрат, круг, пятиугольник)
2. Назови, что это за фигуры?
3. Некоторые их точки обозначены буквами. Где располагаются точки? (внутри, на границе).
4. Посмотри внимательно на фигуры и скажи. Какая фигура лишняя?
Треугольник - одна точка на границе;
Квадрат - точка находится не в центре;
Круг - остальные многоугольники.
5. Составьте 2 слова: 1) из букв, которые находятся на границе фигуры (окружность); 2) из букв, которые находятся внутри фигур (круг)
6. Сегодня на уроке мы подробно и поговорим об окружности и круге.
IV. Тема урока : «Окружность. Круг» (слайд №2)
1. Сейчас, ребята, вместе с вами попробуем определить цель нашего урока (если затрудняются, спросить: Что нужно для того, чтобы понять эту тему)
2. Один мудрый человек сказал: «Окружность – душа геометрии».
(слайд №3)
3. Почему окружность называют душой геометрии нам расскажет Буйлова Алёна (Алёна выступает за кафедрой).
«Окружность»
Окружность – замкнутая линия, все точки которой, равноудалены от центра.
Окружность – удивительная фигура, древние греки её считали самой совершенной. Почему не бывает треугольных колес? Представьте себе, нашелся чудак, сделал велосипед с треугольными колёсами. Только нет таких чудаков, люди давно поняли, что колёса должны быть круглыми.
Ось колеса находится в центре, спицы – радиусы, обод – окружность.
Как ни повернётся колесо, расстояние между землёй и осью остаётся одинаковое, поэтому и катится колесо плавно.
Колесо было изобретено давным – давно. С тех пор сделано много открытий и изображений, но и теперь в основе приборов и машин лежит круг.
Окружность всегда привлекала к себе внимание художников и архитекторов. Арки, полукруглые окна придают торжественность. При использовании окружности получатся очень красивые узоры.
В некоторых приборах шкалы располагаются на окружностях или её дугах.
Вот почему окружность – душа геометрии.
4. Вывод.
Окружность действительно обладает красотой и изяществом, и в этом мы с вами убедимся, когда будем чертить окружности, решать задачи. Где преобладает окружность? (ответы детей)
V. Работа в тетрадях.
1. Открыли тетради, записали число, классная работа (опереться на плакат «Сиди правильно»).
2. К доске попрошу выйти двух учеников. Один ученик нам нарисует окружность, другой ученик круг.
Вы ребята работаете в тетрадях: 1в. - поднимите правую руку – рисуете окружность, 2в. - поднимите левую руку – рисуете круг.
3. Были даны разные задания, а фигуры получились похожие. Чем круг отличается от окружности? Вот эту проблему мы будем решать на уроке. (слайд №4)
4. Почему фигуры получились неточные – (не было инструмента, а от руки не проведёшь.
5. – Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль).
- Из чего он состоит (2 ножки, на конце первой иголочка, на конце второй – грифель – это карандаш).
- Циркуль – это чертёжный инструмент для вычеркивания окружностей. В переводе с латинского обозначает круг - циркус (если дети не ответят на вопрос, учитель помогает).
- С циркулем нужно работать очень осторожно.
6. Назовите правила как пользоваться циркулем (нельзя подносить к лицу, глазам; нельзя передавать циркуль соседу иглой вперёд; не играть; циркуль должен находиться в специальном футляре).
7. - Продемонстрируйте как нужно передавать циркуль соседу по парте (1в. передает, потом 2в., при этом сосед должен сказать волшебные слова).
- Какая ножка циркуля стоит в центре окружности (с иглой). Почему? (грифелем рисуем).
VI. Тренировочная работа.
1. Сейчас мы с вами будем тренироваться строить окружности.
2. Любая работа выполняется по….(алгоритму).
3. Что такое алгоритм? (порядок выполнения).
4. Мы будем учиться строить окружность по алгоритму.
5. Внимание на экран (слайд №5)
1) - Отступите вниз 10 клеток
- Отметить точку О
- Поставить иглу в центр
- Провели замкнутую линию
- Эта замкнутая линия и называется окружность, а О – центр окружности. (кентрон – палка с заостренным концом, которым погоняли животных в упряжке). (слайд №6)
2) Расстояние между ножками циркуля – радиус, обозначается буквой r карточка r.
3) Сами попробуйте сформулировать определение радиуса (r – это отрезок, соединяет центр окружности с точкой на окружности).
4) Провели несколько радиусов. Одинаковые ли они по длине? (да)
(слайд №7)
5) Окружность делит плоскость на 2 части. Как называется часть внутри окружности (круг) ---закрасить. (слайд №8)
6) Вывод: Чем же окружность отличается от круга? Окружность – это граница круга. Круг – часть внутри окружности.
VII. Тренажер для глаз (физпауза).
VIII. Практическая работа.
1) Приступаем к практической работе.
2) – Возьмите круг (слайд №9)
- Сложите пополам
- Нашли линию сгиба
- Обведите её любым цветным карандашом
- Эта линия называется диаметром и обозначается буквой d (показываю карточку)
- Сами сформулируйте определение диаметра (отрезок, соединяющий две точки окружности, и проходит через центр).
IX. Работа в группах. (слайд №10)
1) Первая группа работает на компьютерах, выполняет задание.
2) Вторая группа выполняет творческое задание на местах.
3) Прошу 1 группу сесть за компьютеры, включить их и познакомиться с заданиями.
Творческое задание (2 группа)
1. Обведи окружность красным карандашом
2. Закрась внутреннюю часть фигуры
3. Проведи r
4. Проведи d
5. Из данных фигур выбери овал и раскрась его как пасхальное яйцо
4) Прочитайте внимательно задание, какие затруднения.
5) Работаем самостоятельно.
6) Работа по алгоритму
- Начертите 2 окружности разных размеров
- Выполни заливку
- Обведи границу
- Начерти диаметр
- На какую фигуру похож вытянутый круг.
- Попробуйте и вы оформить яйцо.
- С помощью чего можно оформить его? (ластика, заливки, распылителя, карандаша).
7) Попросим гостей посмотреть работы.
8) Информация о пасхе.
Ребята не зря мы с вами раскрашивали яйца.
- Когда раскрашивают яйца?
- Когда пасха? (19 апреля)
На пасху яйца раскрашивают разными цветами, но основное место принадлежит красному цвету. Яйцо является символом жизни. В скорлупе находится скрытая жизнь, потом появляется желтый цыпленок. Мария Магдалина (святая) пришла к императору, в руке у неё было яйцо, и сказала, что Иисус Христос воскрес. Император рассмеялся и говорит: «Этого не может быть так же как белое яйцо станет вдруг красным», не успел он это сказать, как яйцо стало красным. С тех пор это событие символизирует веру в Господа, и мы красим яйца.
X. Итог урока. (слайд №11)
1. На протяжении всего урока мы были активны, внимательны, трудились как муравьи.
2. Достигли ли мы с вами цель урока?
3. Решили ли мы проблемные вопросы?
XI. Домашнее задание (раздаю листочки)
Составьте аппликацию из кругов разных размеров, добавляя другие геометрические фигуры.
XII. Психологическая игра (волшебный сундучок)
1. Выбрать из сундучка (я подношу сундучок, любую фигуру (треугольник, квадрат, круг).
2. - Хлопайте в ладоши те, кто выбрал круг.
Круг – эти люди добрые, общительные
- Попрыгайте, кто выбрал треугольник.
Треугольник – это лидер, настойчивый, упорный
- Выполняйте наклоны вправо, влево, кто выбрал квадрат.
Квадрат – люди спокойные, дружелюбные.
Вывод: несмотря на то, что вы все по характеру разные, но порадовали меня своей работой. Молодцы! Умнички! Спасибо за урок, а гостям спасибо за внимание. (слайд №12)
В память о нашем уроке уч-ся преподносят вербу (дарят вербу).