Ольга Лисицына
Урок математики в 1 классе «Введение понятия «числовой луч». Построение числового луча»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : Открытие нового знания
№ п/п Параметр Описание
1. Учебный предмет, класс, УМК Математика,1 класс, «Планета знаний», учебник «Математика» М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова
2. Учитель Лисицына Ольга Александровна, учитель начальных классов
3. Тема урока Введение понятия «числовой луч». Построение числового луча.
4. Тип урока Открытие нового знания
Публикация «Урок математики в 1 классе „Введение понятия „числовой луч“, Построение числового луча“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Цель урока Создание условий для ознакомления с числовым лучом, особенностями его построения.
6. Задачи урока Образовательные :
ознакомление с правилами построения числового луча;
формирование умения отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;
закрепление навыков построения числового ряда, сравнение чисел в числовом луче
Развивающие:
способствовать развитию вычислительных навыков и логического мышления,
умение анализировать данные и синтезировать информацию,
способствовать развитию умения оценивать результат своей работы
Воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе учебного взаимодействия
7. УУД Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
самоанализ и самоконтроль результата
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
целеполагание
планирование
контроль и оценка своих умений и навыков
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД:
использование знаково-символической записи математического понятия;
умение анализировать объект,
осуществлять сравнение,
выделять общее и различное
8. Планируемые результаты Предметные результаты:
Познакомятся с правилами построения числового луча
Научатся:
строить числовой луч
сравнивать числовой луч со шкалой
выполнять задания на числовом луче
восстанавливать пропущенные числа в числовом ряду
Личностные:
формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности
адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников
осознавать правила взаимодействия в коллективе
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
овладение способностью понимать учебную задачу
использовать изученные правила
доказывать свою точку зрения
Коммуникативные УУД:
формировать готовность слушать собеседника
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе
собирать и обрабатывать информацию
оценивать действие партнера
обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Познавательные УУД:
добывать полученные знания: находить ответы на вопросы, применяя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
9.
Формы работы, приёмы, методы • Подводящий диалог
• Поисково-исследовательский приём
• Наглядно-иллюстративный метод
• Фронтальный опрос
• Текущий опрос
• Коллективная работа
• Работа в парах
• Индивидуальная работа
10. Межпредметные связи Окружающий мир
11. Подготовка к уроку уч-ся Предварительный просмотр мультфильма «38 попугаев. Как измеряли удава»
12. Образовательные ресурсы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика. 1 класс. 1 часть (с. 62-63)
рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику математики
презентация
компьютер с необходимым программным обеспечением
проектор
интерактивная доска
магнитная доска
картинка из мультфильма «38 попугаев» : попугай, удав, мартышка, слонёнок
картинка попугая из мультфильма «38 попугаев»
карточки с числами первого десятка (на магнитиках)
карточки с цветными кружками
бумажные цветные смайлики 3 видов
цветные сигналики из цветного картона: зелёный, жёлтый, красный
цветные магнитики
Технологическая карта урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
I.Организационный момент
Цель: проверка готовности учащихся к уроку
Устное сообщение учителя.
-Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Учебник, ручка и тетрадка?
-Проверьте глазками, всё ли у вас готово к уроку.
- Какой у нас сейчас урок?
- Кто знает, что изучает математика?
- Чему мы учимся на уроке математики?
- А где нам это может пригодиться?
-Тихо сядут девочки,
Ещё тише мальчики Подготовка класса к работе, организация рабочего места.
(Дети приветствуют учителя)
(Дети проверяют)
-Урок математики.
-Это наука, которая изучает.
- На уроке математики пишем цифры, учимся считать, решать задачи
-В жизни.
(Дети садятся за парты) Личностные:
самоопределение
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Мотивация
к учебной деятельности
Цель: самоопределение к учебной деятельности Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий. На пути нам будут встречаться препятствия, которые необходимо преодолеть.
А помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Я вам желаю сегодня быть внимательными и старательными, и активными.
- А для этого давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу.
- На партах у вас «сигналики» (сигнальные карточки) 3-х цветов: с разными настроениями.
(См. приложение 1)
Выберите и просигнальте:
- С каким настроением вы начинаете урок?
Радостное - зелёный
Спокойное - жёлтый
Тревожное - красный
- В классе преобладает … настроение.
(Прикрепляю … смайлик магнитиком на доску).
(Дети поворачиваются друг к другу лицом и улыбаются)
(Дети выполняют) Личностные:
выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные:
учиться работать по предложенному плану
Коммуникативные:
умение отвечать за себя и других участников учебного процесса
III. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
Математическая разминка.
Цель: активизирование мыслительной деятельности учащихся
1) Работа с числовым рядом
2) Загадка
про Лешего
3) Задача в картинках
4) Работа учащихся
у доски
5) Задача в стихах
6) Составление неравенств
7) Игра «Молчанка»
Физкультминутка Организация устного счёта.
Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
Включить интерактивную доску! Просмотр слайдов презентации
-Мы продолжаем путешествовать по Математической Карте Знаний.
(См. приложение 1. Презентация. pptx)
Слайд 1
- В каких местах мы с вами побывали?
- Посмотрите, путь наш лежит в Усадьбу геометрических фигур. (Показываю указкой)
Слайд 2
-Первое препятствие перед вами. Какое?
-Как вы думаете, какое время года здесь изображено?
-Как догадались?
-Обратите внимание на небо, воду.
- Как выдумаете, что нам нужно сделать?
-Как мы это можем осуществить?
-Я вам предлагаю перейти по камешкам, но не простым.
Слайд 2.1
-Что видите на камешках?
(На каждый вопрос спрашиваю 2-3 детей)
- Назовите соседей числа 3
- Назовите соседей числа 9
- Назовите число, которое стоит после числа 6
- Назовите число, которое стоит раньше числа 6
- Назовите число, которое стоит за числом 8
- Назовите число, которое стоит между числами 6 и 8
- Назовите число, которое стоит в самом начале числового ряда
- Назовите число, которое стоит в конце нашего числового ряда
- Назовите число, на 1 меньше числа 9
- Назовите число, на 1 больше числа 4
- Назовите все числа числового ряда, которые больше 2, но меньше 7
-Продолжаем путь, надо пройти по лесной дороге, где могут встретиться сказочные жители.
- Отгадайте, кто нами встретится.
Лес, животных охраняет,
Следы путает, петляет.
То лохматый старичок,
То от дерева сучок!
На коне ты или пеший,
Страх нагонит. Кто он?
Слайд 3
-Леший варит похлёбку.
-Кто знает, что такое похлёбка?
-Как вы думаете, из чего может быть суп у Лешего?
-Назовите, какие грибы вы знаете?
- Слушайте задачку:
1)-У Лешего в похлёбке варилось
5 мухоморов и 3 сыроежки.
Сколько грибов сварил Леший?
-Каких грибов больше?
- Сколько мухоморов было в похлёбке?
- Поставь карточку с нужным количеством кружков.
(См. приложение 3)
-А сколько Леший положил в похлёбку сыроежек?
- Поставь карточку с нужным количеством кружков под первой карточкой.
-На сколько больше мухоморов, чем сыроежек?
-Как узнали?
-Слушаем задачку в стихах:
6 больших, 2 маленьких,
Маленьких, удаленьких —
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
- Сколько больших опят?
- Поставь карточку с цифрой, обозначающей это число, на доску.
(См. приложение 4)
-А сколько маленьких?
- Поставь карточку с цифрой, обозначающей это число, на доску.
-Составьте неравенства, используя нужные знаки (См. приложение 4)
-Прочитаем неравенства хором.
- А сейчас выполним следующие задания, посчитаем молча.
Слайд 3,4
Учитель показывает указкой: число, знак, число : 3+2. Учащиеся молча решают, поднимают руку и называют ответ. (Каждый ответ спрашиваю у 2-3 учащихся.)
-Мы с вами продолжаем наше путешествие. Надо пройти опасный участок, где могут встретиться хищники.
-Встанем все и попытаемся пройти молча, чтобы они нас не услышали. Выполняем движения на месте. Я буду говорить и показывать, а вы выполнять
- Ступаем аккуратно.
- Перепрыгиваем через канавки.
- Идём гуськом.
- Шагаем, широко переставляя ноги.
- Идём обычным шагом.
- Бежим бегом.
- Ступаем аккуратно.
- Молодцы. Прошли опасный участок. Тихо сели на места.
Выключить интерактивную доску! Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета
(Ответы детей)
-На нашем пути протекает река.
- На картинке изображена осень
- На деревьях жёлтые листья. Опавшие осенние листья плывут по тёмной воде. Небо серого цвета.
-Нам надо перебраться с одного берега на другой.
-Переплыть, перелететь, перейти по мостику…
-На камешках изображены числа, числовой ряд.
(Ответы детей)
(2,4)
(8,10)
(7)
(5)
(9)
(7)
(0)
(10)
(8)
(5)
(3,4,5,6)
(Дети отвечают хором)
-Леший
-Это суп.
-Из грибов
(Ответы детей)
(8)
Больше мухоморов.
(5)
Вызванный ученик берёт нужную карточку и прикрепляет магнитом на доску.
-3 сыроежки Леший положил в похлёбку.
Другой ученик берёт нужную карточку и выставляет её.
-На 2 мухомора больше, чем сыроежек.
-Сравнили кружки.
-На пне сидят 8 опят.
-6 больших опят.
(Ученик ищет нужную карточку и прикрепляет на доску)
-Маленьких 2 опёнка.
(Ученик ищет нужную карточку и прикрепляет на небольшом расстоянии от первой)
(Ученик выставляет нужные знаки)
( Получились неравенства:
6 > 2, 2 < 6)
Дети молча считают и называют ответ.
(Дети выполняют движения)
Регулятивные:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные:
формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Коммуникативные:
умение слушать и слышать, понимание речи других,
оформление внутренней речи во внешнюю
IV. Открытие нового знания
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
Работа с лучом
Ознакомление с новым термином
Занимательная информация об истории математического открытия
Организация работы по открытию нового знания, обеспечение контроля за выполнением заданий
- Мы с вами пришли в Усадьбу…
(Открываю геометрические фигуры, начерченные на доске.)
(См. приложение 5)
-Назовите фигуры, которые я буду показывать. При ответе поднимаем руку.
- Путешествуя по Карте Знаний, нам встретились герои одного мультфильма. Послушайте и отгадайте, что за мультфильм:
Меж резных ветвей порхают
Тридцать восемь попугаев…
Впрочем, нет, прощенья просим,
Может, их не тридцать восемь…
Больше? Меньше? Кто же знает?
Только тот, кто сосчитает!
- Что за мультфильм?
-Назовите героев мультфильма?
(Вешаю картинку на магнитную доску.) (См. приложение 6)
- Рассмотрите ещё раз фигуры.
- Как называется часть прямой, которая имеет начало?
(Стереть остальные фигуры)
- Ребята, Попугай предлагает вам вспомнить, что он стал делать для того, чтобы измерить длину Удава?
(Прикрепить картинку маленького Попугая в начало луча)
- В какую сторону пойдёт Попугай?
- Теперь давайте обозначим шаги попугая цифрами.
-Какой цифрой обозначим начало движения Попугая?
-Ставлю точку-магнит в начале луча и цифру 0.
(Передвигаю попугая на шаг вправо).
- Попугай сделал один шаг, ставлю точку-магнит и цифру 1, ещё шаг – точка - магнит и 2, ещё шаг – точка-магнит и 3, ещё шаг – точка-магнит и 4.
- Как вы думаете, расстояния между точками должны быть одинаковыми?
-Называется это расстояние единичный отрезок
(См. приложение 7)
-Мы получили луч, на котором проставлены числа.
-Как вы думаете, как называется луч, на котором поставлены числа?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока…
- А что мы будем делать на уроке?
- Кто догадался, сколько на нём можно отмечать точек?
-Верно. Бесконечное множество точек
- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?
-Какие инструменты понадобятся для построения числового луча?
- Числовой луч открыл древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский. (Вывешиваю портрет математика)
Он жил в 410-355 гг. до н. э. Известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. В его честь названы кратеры на Луне и на Марсе. Одно из его открытий – это числовой луч, который позволяет сравнивать натуральные числа.
Учёный много путешествовал по Греции и Египту, затем основал в родном городе школу математиков и астрономов. Евдокс Книдский одним из первых предпринял попытку построения теории движения планет.
-В усадьбу геометрических фигур.
(Учащиеся называют геометрические фигуры, которые учитель показывает указкой)
-38 попугаев
-Слон, Мартышка, Удав, Попугай
-Луч
-Попугай стал шагать.
-Попугай пойдёт в правую сторону
-Цифрой 0.
-Расстояние должно быть одинаковым
-Числовой луч
-Тема урока : «Числовой луч»
-Учиться строить числовой луч, отмечать на нём точки
-Много точек
-Линейка, метр, числовой ряд над доской
-Линейка, простой карандаш.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму
Познавательные:
общеучебные-
самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы;
построение логической цепи рассуждений;
подведение под понятие, выведение следствий
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Коллективная работа
Физкультминутка
Работа в тетради
Практическая работа
VI. Включение нового знания
Цель: выявление границ применимости нового знания, повторение учебного содержания
Работа в парах
(Взаимопроверка) Организация беседы, практической работы. Уточнение и расширение знаний учащихся по теме урока.
- Наше путешествие продолжается.
- Откроем учебник на стр. 62
-Найдите и покажите изображение числового луча.
-Чем обозначено начало луча?
-Какие ещё лучи вы видите?
-Что такое маяк?
(Маяк-высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов)
-А кто может что-то рассказать о прожекторе?
(Прожектор-осветительный прибор, дающий сильный направленный пучок света. Похож на фонарь, только мощнее.)
- Выполним №2 на стр. 62 учебника
- Надо прочитать задание.
- Сколько ещё шагов ему надо пройти до гусеницы?
- Сколько всего шагов он сделает от самого начала?
- Сколько шагов сделает Незнайка от гусеницы до Огурцовой реки?
- Сколько шагов от Огурцовой реки до дома?
-Мы с вами тоже посчитаем.
Начнём с шагов…
(Включаю муз. фоновую композицию)
-Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать!
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину мы сложим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
Хорошо мы посчитали,
И нисколько не устали.
- Отложите учебник, откройте тетради на стр. 37 № 1 со стрелочкой.
- Ребята, мы попробуем построить числовой луч.
-Какие инструменты нужны?
-Что надо делать сначала?
- Вместе выработаем план, в какой последовательности построим луч
1. Наметим точку – это?.
2. От намеченной точки?.
(Если дети затрудняются ответить, помогать) чертим луч горизонтально (числовой луч всегда чертят строго горизонтально в направлении слева направо).
- От начала луча до стрелки возьмём 10 клеточек, отсчитайте клетки
3. Направление указываем… стрелкой.
4. Обозначим начало луча…
и запишем цифру…
5. Выберем единичный отрезок (отрезок от 0 до 1, например, 2 клетки.
6. Отступая каждый раз по 2 клетки, расставляем точки и записываем соответствующие им цифры по порядку.
-Найдите на этой же странице № 5 со стрелочкой.
-Что за фигура перед вами?
- Ребята, я вам загадаю загадки, а вы их будете отгадывать. А ещё, отмечать на числовом луче цифрой встречающееся в загадке число.
-Чему равен единичный отрезок на данном луче?
-Отмечаем точку простым карандашом, а число пишем ручкой.
1) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Как зовусь я?
2) Братцев этих ровно семь.
И они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
3) Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный -
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз - погоди,
А зеленый - проходи.
4) Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит - жужжит.
Упадет - землю роет.
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте, верно ли ваш сосед отметил на числовом луче числа.
Если найдёте ошибки, ставьте простым карандашом галочку.
(После проверки дети возвращают свои тетради себе)
(Дети показывают)
-Начало луча обозначено точкой.
-Луч света от маяка и прожектора
(Ответы детей)
(Хорошо читающий ученик читает задание вслух)
- Два шага
-7 шагов
- 3 шага
- 10 шагов
(Шагают на месте)
(Сгибают-разгибают руки)
(Наклоны вперед)
(Руки в «замок», за спину)
(Руки на пояс, голову поднять выше)
(Громкий вдох-выдох)
(Садятся на места)
-Линейка и простой карандаш
-Начертить луч горизонтально
-Начало луча
(Дети отсчитывают клетки и чертят простым карандашом по линейке)
-…стрелкой (обозначают)
-…точкой (обозначают)
- 0 (пишут)
(Выбирают)
(Дети расставляют точки простым карандашом, ручкой записывают цифры)
-Числовой луч
-1 клетка
-Осьминог
-Дни недели
-Светофор
-Жук
(3 6 7 8) Личностные:
определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве
Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера
Коммуникативные:
контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные:
оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные:
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, объектов
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
VII. Закрепление изученных знаний
Работа с учебником Саморегуляция
-Продолжим выполнение заданий по учебнику, стр. 63 №7
- Назовите изображенные на рисунках с. 63 приборы
- Расскажите, в каких приборах используется шкала (числовой луч).
(Дети называют)
(Дети отвечают) Познавательные:
выбирать действия в соответствии с постав-ленной задачей
Коммуникативные:
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
VIII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока учащимися.
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте подведём итог и оценим свою работу на уроке.
- Какое новое знание открыли?
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
- А теперь оцените свою работу:
(На парте у каждого ученика лежат три смайлика, которые изображают настроение в конце урока)
(См. приложение 8)
- Я чувствовал себя на уроке хорошо, мне было интересно и всё понятно
- Мне было интересно, но не всё понятно
- Мне было не интересно, не понятно, я устал.
- Положите выбранный смайлик в коробочку.
(Учитель проходит по рядам с коробочкой, дети кладут выбранный смайлик)
-Спасибо всем за урок!
(Ответы детей)
(Дети встают) Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Регулятивные:
оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика;
осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью