Санникова Тамара Александровна
Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
КЛАСС : 3
УЧИТЕЛЬ: САННИКОВА Т. А.
ДАТА УРОКА : 25.11.2020
И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА» (басня)
Тип урока : урок изучения нового материала
Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
1. Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Групповая
4. Работа в парах
Темочки:
- Ворона. О птице для детей
- Крылов И.А. Конспекты уроков для школьников
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Цели:
Обучающие:
1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
2. учить понимать глубину содержания произведения;
3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
4. находить мораль в произведении;
5. учить читать басню по ролям;
6. различать речь автора и героев басни;
7. развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
1. содействовать развитию мыслительных операций :
2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
3. развивать творческое воображение, познавательную активность,
4. работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
2. формировать положительные качества,
3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
4. пробуждать добрые чувства,
5. воспитывать интерес к чтению.
Здоровье сберегающие:
1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
3. способствовать созданию ситуации успеха;
4. разно уровневые задания и вопросы;
5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Познавательные:
1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
3. планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Улыбнёмся, раз и два.
Все садимся, детвора!
Поработать уж пора!
Наш урок хочу начать со строк великого русского поэта – Бориса Заходера:
Обычно от вас это держат в секрете,
Но я не скрываю, товарищи дети,
Хочу, чтобы вы дорогие читатели,
Недаром за чтением время потратили,
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться,
То этого тоже не надо бояться:
Ведь если смеются товарищи дети,
Становится сразу светлее на свете!
-Желаю успеха.
Речевая разминка (на экране)
Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса
Проворонила ворона вороненка.
- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорки)
- Прочитайте орфографически (как пишем).
- Прочитайте орфоэпически (как произносим)
- Прочитайте медленно, затем с ускорением.
2. Сообщение задач урока :
- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке, а наши помощники нам помогут?
- проверять домашнее задание,
- познакомимся с новым произведением,
- узнаем значение новых слов,
- будем читать и анализировать текст,
- развивать навыки выразительного чтения.
-Еще мы будем радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.
3. Проверка изученного материала.
-Ребята, с произведениями какого автора мы познакомились на предыдущих уроках? (Ивана Андреевича Крылова)
Что писал И. А. Крылов? (басни)
А что мы знаем о баснях?
-небольшое произведение, написанное стихами или прозой; -обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;
-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.
-заканчивается или начинается моралью
выводом, поучением.
Из рисунков учащихся организуется выставка.
– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?
– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?
– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.
– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума,
оборотиться?»
– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»? (люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные недостатки)
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
- Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать
Давайте прослушаем аудио запись басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
- Понравилась ли вам басня? О ком она?
— Что вы знаете о лисе: опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится?
(Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.)
— А как выглядит ворона? опишите ворону
(Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений, расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.
4. Физкультминутка.
- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.
А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.
- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный.
5. Словарная работа
Значение нескольких слов, дети самостоятельно находят в тол. Словаре. (Глеб Е. и Коля Я., (плутовка)Рита Ж. и Оля Л. (лесть)
-Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать.
Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
Пленил – заворожил.
Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
6. Работа над текстом.
Анализ произведения.
Работа по учебнику (стр. 110-111)
— Какой момент вы считаете началом описанного случая, т. е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. Прочитайте строку из басни.
(Вороне где-то бог послал кусочек сыру)
— Скажите мне, а как вы понимаете, выражение «бог послал»?
(Ворона случайно нашла кусочек сыра)
— А о каком времени суток идёт речь?
(Когда мы завтракаем – утром)
— Что произошло дальше?
(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)
— Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. Зачитайте.
(На ту беду Лиса близехонько бежала)
— Как вы понимаете выражение «на ту беду»
(Из-за лисы должна произойти беда)
— Что заставило лису остановиться?
(Запах сыра).
Зачитайте.
(Вдруг сырный дух лису остановил
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил)
— Как вы понимаете выражение «сыр пленил»?
(Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)
— Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром?
(Лисица решила забрать сыр и его съесть.)
— Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)
— Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)
— А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.
(На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась, а сыр во рту держала)
— Как вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).
— Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша
— Автор назвал лису плутовка, что это означает? (Что она хитрая и обманщица)
— Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)
— Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
— Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)
— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)
— Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло
— Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»?
(Ворона перестала здраво думать, рассуждать)
— Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение— каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
— Как автор относится к героям?
— Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?
( Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона : глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)
– В каких словах выражена основная мысль басни, где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
— Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)
- Прочитайте народные пословицы, подходят они к нашей басне
РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА
Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите
и все *синквейн* составьте (основные черты характера героя – какой он) запишите
В конце представляют свой синквейн на героинь басни.
7. Домашнее задание.
Выучить наизусть одну из 3-х изученных басен И. А. Крылова.
8. Оценивание.
9. Рефлексия.
- Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой в начале урока, и подведём итог справились ли мы с ними?
(Отвечают на вопросы)
Сейчас каждый из вас подумает о своей на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)
Покажите солнышку свой лучик.
• жёлтый, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников
• оранжевый, если вы в чём-то не уверены
• красный, если ничего не понравилось.
- Продолжите одно из предложений
Сегодня я для себя открыл (а, что…
Для меня этот урок был, потому что …
Спасибо за урок, урок окончен.