Зоя Ивановна Поварова
Урок литературного чтения в 4 классе «Старый колодезь»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения.
Учитель: Поварова Зоя Ивановна
1. Дидактическое обоснование:
«Литературное чтение 4 класс» (1 часть) Л. А. Ефросинина УМК «Школа 21 века».
2. Тема урока : Повесть Н. Г. Гарина - Михайловского «Детство Тёмы» Глава «Старый колодезь»
Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Старый колодезь“» размещена в разделах
- Колодец
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Цель: создать целостный литературно-художественный образ героя; учить понимать главную мысль и содержание произведения, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения, отрабатывать навык чтения молча и вслух.
4. Тип урока : урок закрепления знания.
5. Планируемые результаты:
Предметные: формировать нравственно-эстетическую ориентацию в процессе анализа поступков героев, формировать навык правильного и сознательного чтения;
Метапредметные :
Регулятивны: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, удерживать учебную задачу, поставленную учителем.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь самостоятельно находить в тексте ответы на вопросы, развивать навык беглого выразительного чтения, понимать смысл прочитанного, увеличивать словарный запас.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, отрабатывать умение работать в парах и группах, прислушиваться к мнению товарищей, уметь высказывать и отстаивать свое мнение.
Личностные: прививать чувство сострадания к ближнему, проявлять готовность и способность к саморазвитию,
6. Оборудовани: компьютер, учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение 4 класс», рабочие тетради, презентация, схема «лесенка успеха», рисунок совы, индивидуальные карточки.
7. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная, групповая.
Этапы урока :
1. Организационный момент
Ребята, у нас сегодня гости, и мы как гостеприимные хозяева хотим подарить им тепло своей души. А как это можно сделать?.
Давайте подарим искреннюю и теплую улыбку.
В мир прекрасный, мир волшебный
Погружаемся сейчас!
Книга, ты мой друг чудесный!
За работу! В добрый час!
2. Актуализация знаний
-Назовите всех авторов на стенде. Кто
«лишний» и почему?
-Посмотрите на слайд. Кого вы на нем видите?
-Что вы запомнили об этом авторе с прошлого урока?
3. Выход на тему, целеполагание.
-С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке?
-Как вы думаете, сегодня на уроке мы пойдем дальше или остановимся на этом произведении?
-Тогда сформулируйте тему урока.
-А с какой целью мы вновь будем работать с этим произведением?
-Верно, цель урока : создать целостный литературно-художественный образ героя;
-Поставьте задачи урока.
4. Проверка домашнего задания:
-Дома вы должны были прочитать главу и составить 5 вопросов по тексту. Сейчас поработайте в парах с вопросами и оцените своего товарища.
-Встаньте те, кому поставили за домашнее задание «5».
-К ним присоединяться те, кому поставили»4».
-Мы видим тех, кто хорошо потрудился дома.
-Задайте классу интересный вопрос.
5. Игра «Беседа с автором»
-Проведем игру «Беседа с автором»
Я- автор Гарин-Михайловский, а вы- мои читатели. Какой вопрос вы хотели бы мне задать?
- А теперь желающие из детей побыть автором.
6. Развитие внимания. Игра «Темное чтение»
-Чтобы читаемый текст понять и осмыслить глубоко, его надо внимательно читать. Давайте посмотрим, на сколько внимательны вы при чтении. Я зачитаю отрывок, а вы с закрытыми глазами будете его внимательно слушать. При чтении я буду выпускать слова. Ваша задача после моего чтения найти выпущенные слова.
(Ночь. Тема спит нервно (и возбужденно). Сон то легкий, то тяжелый, (кошмарный). Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на (песчаной) отмели моря, в том месте, куда их возят купаться, лежит на берегу моря и ждет, что вот-вот накатится на него (большая) холодная волна.)
7. Работа с текстом (Групповая)
-Продолжая анализировать текст, вы поработаете по группам. Каждая группа получат карточку с заданием. У вас 5 минут на выполнение задания.
8. Физкультминутка
9. Проверка работы групп
9. Домашнее задание
-Откройте дневники и запишите домашнее задание: выполнить задания на стр. 59-60 в рабочей тетради.
10. Рефлексия
-К нам прилетела наша знакомая сова и хочет посмотреть, как вы поработали на уроке. Оцените свою работу и покажите ей с помощью рук-крыльев свою оценку.
Карточки с заданиями группам
1 группа. Какое состояние было у Темы ночью? Докажите текстом. Прошла ли болезнь утром? Докажите.
2 группа. Перечитайте по ролям отрывок, где Тема узнает об исчезновении Жучки.
Вспомните, кто такой ИРОД.
Какое чувство испытывает Тема?
5 группа. Какое состояние было у Жучки, когда она находилась в колодце? А какое, когда Тема ее вытащил из колодца? Докажите текстом.
3 группа. Дайте определение понятию КУЛЬМИНАЦИЯ.
Найдите и прочитайте кульминацию этой главы.
4 группа. Вам представлен список чувств человека. Подчеркните те чувства, которые испытывал Тема, когда находился внутри этого жуткого места.
Страх. Одиночество. Радость. Бессилие. Сознание гибели. Счастье.
Спокойствие. Гордость. (Подтвердите отрывками текста.)
6 группа. Вам представлен список слов, выберите из них, что помогло преодолеть жуткие, страшные чувства. Подчеркните их. Зачитайте.
Преодоление страха, жадность, трусость, сила духа, слабость, сила воли, любовь.
Перед выступлением 7 группы рассматриваем 2 слайда со сказками Андерсена.
-Почему здесь появились эти слайды, может ошибка?
7 группа. Определите главную мысль текста. Вспомните литературные произведения, где любовь помогает преодолевать все преграды.