Ирина Бородавина
Урок-исследование по развитию речи «Слова-антонимы, их употребление в речи» (3 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат III-IV видов»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по теме
Слова - антонимы, их употребление в речи
УЧИТЕЛЬ:
И. Б. Бородавина
г. Ульяновск
Форма. Урок – исследование.
Публикация «Урок-исследование по развитию речи „Слова-антонимы, их употребление в речи“ (3 класс)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Тема. Слова - антонимы, их употребление в речи.
Цели:
Обучающие:
- ознакомление с особенностями слов – антонимами;
- формирование умений распознавать части речи, подбирать антонимы к ним;
- организация деятельности учащихся по поиску решения проблемного вопроса;
- формирование навыков грамотного письма.
Развивающие :
- развитие логических операций (сравнение, обобщение, выделение общего, анализа, синтеза) через все этапы урока;
- развитие умений сравнивать полученные результаты с учебной задачей.
Коррекционные:
- совершенствование навыков определения признаков частей речи : имени
существительного, имени прилагательного, глагола;
- обогащение словарного запаса учащихся через формирование новых
понятий.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, умения работать совместно;
- воспитание положительного отношения к учёбе, своей деятельности через самооценку.
Оборудование:
План урока.
1. Организация класса.
2. Речевая разминка.
3. Актуализация знаний учащихся.
4. Сообщение темы и цели урока.
5. Работа по проблеме урока.
1) Составление предложений из слов.
6. Физминутка. Зрительная гимнастика.
7. Продолжение работы по теме урока.
2) Игра «Быстро говори».
3) Групповая работа по карточкам. «Добавь слова – антонимы в предложение».
8. Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».
9. Итог урока. Рефлексия. Поурочный балл.
10. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организация класса.
Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
- У нас урок развитие речи, на котором присутствуют гости. Поприветствуем гостей.
И тихонечко садитесь.
- Сегодня наш урок пройдёт в форме урока - исследования. Работать будем в 3 группах. Давайте повторим правила дружной работы: (Показ 1 слайда).
1. Внимательно слушайте друг друга.
2. Разговаривайте вполголоса.
3. Исправляйте друг друга так, чтобы не обидеть.
4. Берегите каждую минуту.
- Ребята, вы готовы к работе? Тогда открываем тетради. Записываем дату. Следим за своей осанкой при письме.
2. Речевая разминка.
- Посмотрите на экран. (Слайд №2). Прочитайте это четверостишие. (Учащиеся читают стихотворение.)
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы веселы, а я печален,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален.
А. К. Толстой
- Прочитаем сначала стихотворение медленно. Теперь читаем по ролям, выделяя голосом подчёркнутые слова. И ещё раз выразительно хором.
- Мы провели речевую разминку.
- Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? (Слова противоположные по смыслу.)
3. Актуализация знаний учащихся.
- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными).
- Назовите имена существительные.
- Прочитайте имена прилагательные. Такие имена прилагательные называются краткими. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем исследовать изученные части речи, распознавать их в речи, подбирать к ним противоположные по смыслу, выполнять различные задания и упражнения. Тема нашего урока : (Показ 3 слайда) Слова - антонимы, их употребление в речи.
- Вы должны быть внимательны, чтобы ответить на проблемный вопрос:
Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу?
5. Работа по проблеме урока.
- Начинаем работу по поиску решения проблемного вопроса.
1) Составление предложений из слов. (работа в группах).
- На столах у вас карточки с картинками. Рассмотрите рисунки и составьте предложения.
- Проверим, что у вас получилось? (После ответа ученика на экране появляется предложение). Показ 4 слайда.
Мороженое холодное, а чай горячий.
Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.
День светлый, а ночь тёмная.
Слон большой, а мышка маленькая.
Подушка мягкая, а кирпич твёрдый.
Принцесса красивая, а ведьма страшная.
- Молодцы, ребята. Правильные составили предложения. Я довольна вашей работой.
- Назовите слова, обозначающие признаки предметов.
- На какие вопросы они отвечают?
- Какой частью речи являются?
- Послушаем стихотворение об имени прилагательном, которое подготовили ребята и ответим на вопрос: что такое имя прилагательное?
1 ученик:
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая",
2 ученик:
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
- Что же такое имя прилагательное?
- Из каждого предложения на слайде выпишите пары имён прилагательных. Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос какой?
- Проверьте свою работу с записью на экране. (Показ 5 слайда). Оцените свою работу.
- Сравните пары прилагательных. Что вы можете о них сказать? (Эти слова противоположные по смыслу.)
- Для чего нужны в русском языке имена прилагательные, противоположные по смыслу? (Для сравнения признаков предметов).
Вывод. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. (Показ 6 слайда). Слово «антоним» пришло к нам из греческого языка: анти - «против» и онима – «имя». Антонимы используют, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.
- Существуют орфографические словари, толковые словари, есть ещё словарь антонимов. На уроках русского языка мы будем учиться работать с ним.
6. Физминутка. Зрительная гимнастика.
7. Продолжение работы по теме урока.
2) Игра «Быстро говори».
- Давайте поиграем. (Показ 7 слайда). Предлагаю вам игру «Быстро говори». Я буду произносить слова, а вы по очереди быстро называете антоним.
холод жара
день ночь
горе радость
работа отдых
враг друг
приходить уходить
открыл закрыл
сидит стоит
говорит молчит
- Определите, какой частью речи являются данные слова?
- На какие вопросы отвечают и что обозначают?
- Сравните слова. Что вы можете о них сказать? (Слова с противоположным значением).
- Как их называют? (Антонимы).
- Вам понравилась игра? Просигнальте, как вы поработали.
3) Групповая работа по карточкам: «Добавь слова – антонимы в предложение».
- Предлагаю поработать в группах. Выполним задание «Добавь слова – антонимы в предложение».
- На карточке задание, обсудите и выполните его вместе. Запишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные антонимы.
1) В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .
Дерево высокое, а куст … .
2) Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … .
Книга толстая, а тетрадь … .
3) Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .
Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .
- Проверим работу. Читайте предложение, называйте антонимы. (Показ 8 слайда).
- Какую роль антонимы выполняли в предложении? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
- Покажите, как вы поработали на этом этапе урока? Вы довольны?
- Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: северный полюс – южный полюс, тёплое течение – холодное течение, западное полушарие – восточное полушарие.
8. Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».
- Ребята, давайте обобщим полученные на уроке знания. Хочется проверить, как вы подбираете антонимы.
Я – антоним слову «зной»,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).
Я – антоним слова «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я - … (зима).
Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех, -
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач)
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь … (тишина).
- Назовите слова антонимы?
- Вернё мся к проблемному вопросу: Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу? (Слайд 9) (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).
9. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите тему урока?
- Какой проблемный вопрос стоял перед нами?
- Как мы ответили на него?
- Всё ли у вас получилось?
- Вы довольны своей работой на уроке?
-Молодцы, ребята! Вы хорошо исследовали слова-антонимы, различали части речи, рассказывали правила о них, подбирали антонимы, работали дружно, помогали друг другу.
- Что же такое антонимы?
- Я довольна вашей работой. (Показ 10 слайда). Поурочный балл.
- Спасибо! (Показ 11 слайда).
10. Домашнее задание: выполнить задания по карточке.
1 ученик:
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая",
2 ученик:
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
Карточка № 1.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .
Уголь чёрный, а снег … .
Карточка № 2.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Тропинка узкая и короткая, а дорога … и … .
Книга толстая, а тетрадь ….
Карточка № 3.
Добавь слова – антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.
Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .
Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .