Наталья Фарисеева
Упражнения и игры для развития воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображения у дошкольников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Креативность и способность создать что-то новое является одним из главных качеств умного человека. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит за счет сбора информации, которая поступает в виде схем и стереотипов. Дальше ребенок начинает комбинировать хранящуюся в его памяти информацию. Чем больше в сознании малыша появляется знаний и представлений, тем легче ему создавать новые комбинации.
Публикация «Упражнения и игры для развития воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В какие же игры можно играть с ребенком, чтобы развить в нем творческий потенциал?
Все задания на развитие воображения допускают самые различные варианты решений. Поэтому при проведении игр важно, особенно на первых этапах, положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-нибудь степени свидетельствуют о самостоятельности ребенка. Требования же к качеству ответов следует повышать очень медленно, чтобы не снижать активность детей. Предлагая детям задания, педагог должен широко варьировать материал и приемы его использования (предлагать разные фигурки, всевозможные варианты решений, а также учитывать возрастные особенности и доступность заданий. Значительное количество игр и упражнений может быть использовано в нескольких возрастных группах, при этом старшие дети выполняют усложненные варианты заданий. Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений.
Воспитанники второй младшей группы умеют анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форму, величину, особенности материала, из которого они сделаны (твердый — мягкий, пушистый — гладкий) и т. п. В играх и упражнениях у детей формируется умение использовать такие признаки для обозначения предметов, в которых они имеются.
У трехлетних детей начинают проявляться элементы творческого воображения. Однако в условиях группового занятия малыши не всегда свободны в своих творческих проявлениях, и без специального руководства их воображение может не получить должного развития. Для активизации воображения воспитанникам второй младшей группы предлагаются такие задания, в которых на основе восприятия отдельных признаков предметов, обозначенных заместителями, дети придумывают разнообразные новые предметы и ситуации.
Воспитанникам средней группы предлагаются те же типы игр, что и младшим дошкольникам, однако должны быть рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых умений. Выполняя задания на развитие воображения, дети создают не только отдельные образы, они уже в состоянии представлять в уме различные ситуации, развернутые и детализированные.
В старшей группе задачи, которые ставятся перед детьми в играх и упражнениях, усложняются. От придумывания отдельных предметов и ситуаций они переходят к созданию целостных сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке.
В подготовительной к школе группе задания на создание новых образов предполагают дальнейшее развитие у детей воображения, умения придумывать различные ситуации и сюжеты.
Учим детей умениям переносить функции с одного предмета на другой, видеть целое раньше частей, создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, создавать в воображении образы предметов и ситуации на основе схематических изображений, заместителей предметов.
«Придумай сам».
Для игры понадобится набор различных предметов, для детей второй младшей группы например брусок, палочка и др., а также картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов (по 4 картинки для каждого предмета). В первом варианте игры детям предлагается найти предмет, похожий, например, на карандаш (палочка). Во втором варианте из предложенных предметов выбрать тот, который мог бы быть в игре мылом.
В средней группе детям уже можно предложить другие предметы (камни, шишки и др.) и пофантазировать, как можно с ними поиграть. В старшей группе детям предлагается самостоятельно подобрать предметы для игры и обсудить со взрослым варианты использования того или иного предмета.
«Сложи картинку».
Для детей второй младшей группы для игры понадобятся карты-образцы со схематическими изображениями предметов. Каждый ребенок получает комплект фигурок, из которых можно сложить картинку.
Нарисуй картинку палочками».
Для детей второй младшей группы для игры понадобятся картинки и комплект палочек. Детям предлагается вначале выложить палочками простые формы, а потом более сложные. Предлагается отгадать предметы друг у друга.
В средней группе детям предлагается пофантазировать – дополнить, как им захочется полученную картинку, например, добавить окно, антенну к домику. В старшей группе дети выполняют задания совместно (по 2 человека) : они составляют из палочек сюжетные картинки, глядя на изображения отдельных предметов.
«Какая игрушка!»
Детям предлагается придумать, на какие игрушки похожа та или иная картинка. На каждой карточке нарисована фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов.
«Что это такое!»
Для игры понадобятся бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч. Дети встают в круг и придумывают, на что похож тот предмет, который им покажут. Например, красный круг может быть похож на помидор и т. д.
«Дети на прогулке»
Детям предлагаются картинки, на которых изображен ребенок (мальчик или девочка, в руке у которого недорисованный предмет. Нужно придумать, что у ребенка может быть в руке.
«Камешки на берегу»
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож».
Игра «Перевертыши»
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
Упражнение «Волшебная мозаика»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игра «Волшебные картинки».
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
«Превращения ладошки»
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Волшебные кляксы
Материал: набор из 8-10 волшебных клякс, изготовленных следующим образом: на половину бумажного листа наносится лужица цветной туши или краски. Лист складывается пополам и прокатывается между ладонями, чтобы получилось симметричное пятно. Ведущий показывает кляксы и просит сказать, сколько предметов ребенок видит в кляксе и какие. Дети по очереди отвечают. При желании изображение можно слегка дорисовать.
Для чего эти предметы?
Материал: набор из десяти обычных, известных детям предметов: газета, катушка ниток, носовой платок, баночка из-под растворимого кофе, полиэтиленовый пакет, носок, коробка из-под молока, подушечка для иголок, глубокая тарелка, зонт.
Руководство: взрослый берет какой-либо предмет, например, газету, и рассказывает, как ее можно использовать. Так, ее можно прочитать, в нее можно что-нибудь завернуть, ее можно положить на скамейку в парке, если она не очень чистая, ее можно использовать как "туалет" для кота, газетами заклеивают стены, чтобы потом наклеить обои; газетами можно растопить печь и т. д. Приводя примеры, взрослый каждый раз с помощью детей уточняет, какие свойства газеты дают возможность так ее использовать: например, газетная бумага хорошо горит; газета широкая и мягкая - в нее можно заворачивать и т. д. Детям предлагается подумать, пофантазировать и назвать как можно больше вариантов использования последовательно предъявляемых известных предметов.
Еще одно упражнение : дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА
Материал: журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на предметы и рассказать, как они изменились.
Игра: "Пантомима"
Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Упражнение : "Комбинирование"
Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять. Основное условие нельзя добавлять произвольные фигуры.
"Несуществующее животное".
Однажды папа показал Серёже и Наде рисунок, на котором было изображено странное животное. Папа уверял, что встретил это существо в лесу. Мне-то кажется, что папа захотел просто подшутить над детьми. А ты как думаешь?
Упражнение-игра «Изобретатель»
Для игры понадобится 10 картинок с четким изображением предметов. На каждой картинке должен быть нарисован только один предмет: молоток, клещи, вешалка, пила, нож, вилка, табуретка и т. д. Проанализируйте вместе с ребенком назначение предметов. Затем можно начинать игру.
- Давайте поиграем в изобретателей. Будем создавать новые вещи. Для начала придумаем предмет, который может одновременно служить и вешалкой, и пилой (ребенку показываются соответствующие картинки, но прежде чем изготовить такую вещь, изобретатель должен ее нарисовать. Готовые рисунки рассматриваются и обсуждаются.
Игра «Скульптор и глина».
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – нибудь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.
Игра «Море волнуется»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений.
Дети бегают, изображая движения волн. Педагог: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри!» Дети останавливаются и удерживают какое-то время позу, в которой они замерли.