Наталья Маркова
Упражнения и игры для профилактики плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать вид деятельности. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к движениям.
Публикация «Упражнения и игры для профилактики плоскостопия» размещена в разделах
- Игры для детей
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, вводите в упражнения элементы игры. Делать упражнения можно, когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное — упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.
При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь.
Чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, следует переходить к упражнениям в положении стоя.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
«Пальчики поссорились, помирились»
Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)
«Пяточки поссорились, помирились»
Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)
«Гусеница пошла гулять»
Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)
«Кружки»
Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6 раз)
И. п. : сидя на коврике, руки в упоре сзади.
«Ежик»
Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 – 10 раз каждой стопой)
«Перенеси мяч ногами»
Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять
и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево».
Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)
«Покажи ежику солнце»
Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 – 3, опустить. (8 – 10 раз)
«Растянем ленточку»
Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3 – 4 раза)
«Спрячь ленточку в домик»
Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
И. п. : сидя на стуле.
«Нарисуй фигуру»
Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать
фигуры. (Квадрат, треугольник, стрелку, буквы)
И. п. : сидя на коврике.
«Мишка косолапый»
Ходьба на внешней стороне стопы.
«Шагаем по ковру»
Пройти по ребристому ковру, руки в стороны.
Игры по профилактике плоскостопия.
Загрузи машину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно (можно в 2 шеренгах).
Нарисуй картину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.
Ловить рыбку
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
В таз с водой опускаются игрушки рыбки, детки пальцами ног ловят рыб.
Найди клад
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
В таз с водой опускаются разные предметы, детки пальцами ног ловят тот предмет, который им называет педагог.
Стирка
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают- 2р) а потом собирают в гармошку и отжимают.
Сидячий футбол.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему, напротив.
«Бегущая скакалка»
Цели игры : развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.
Ход игры. Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.
«Мяч бросай, не теряй»
Цели игры : умение координирование выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры. Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!». Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3-4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например:
1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;
2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;
3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч;
4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот, затем встать, подняв мяч;
5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади. Во время выполнения упражнений контролируют спокойное размыкание губ.
«Кто первым соберет платочки»
Цели игры : укрепление связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимые материалы: платочки одинаковой длины, стулья.
Ход игры. Игроки сидят на стульчиках (стульях, под правой ступней -платочек. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать платочек. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.
«Поймай комара»
Цели игры : развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп. Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.
Ход игры. Становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.
«Прыжки со скакалкой»
Цели игры : развитие ловкости, координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп. Необходимые материалы: скакалка.
Ход игры. Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.
Заключение
Учитывая актуальность проблемы, физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику плоскостопия у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.
Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура. Систематическая физическая деятельность и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.
Используемая литература
1. Вавилова Е. Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
2. Красикова А. С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.
3. «Лечебная физкультура: справочник» / Под ред. В. А. Епифанова. - М. : Медицина 1988 г.
4. Энциклопедия здоровья. под ред. В. М. Петренко. – М, 1992. https://medportal.ru .
5. Учебник инструктора по лечебной физкультуре. М. – 1980.
6. Осокина Т. И. «Пособие для воспитателей». М. 1988 г.
7. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.