Людмила Сивенкова
Упражнения для формирования интонационной выразительности речи
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Произнеси так, как будто…»
Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п.
То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
Упражнение «Настроение»
Темочки:
Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др. Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
Упражнение «Машина каша»
Цель: учить детей правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».
Говорила наша Маша:
- Не хочу я кушать кашу.
Каша Машу услыхала
- Зашипела, убежала.
Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»). Упражнение «Узнай-ка» Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций. Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 – 4 высказывания); ответы оцениваются.
Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», – говорит педагог. Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает. Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:
- Заяц белый, Куда бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
– Кисонька-мурысонька,
Где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысонька,
– Что там делала?
– Муку молола. И т. д.
Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.
Упражнение «Угадай, кто пришел?»
Цель: выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи.
Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь –«толстым» голосом).
Упражнение «Оркестр»
Цель: отработка голоса и ритма.
Трубачи: ру – ру – ру – грубый голос,
Скрипачи: ри – ри – ри – более тонкий голос,
Ударники: ра – ра – ра – отрывистый ритм.