Елена Шатилова
Управление взаимодействием членов педагогического коллектива ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Управление взаимодействием членов педагогического коллектива ДОУ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению взаимодействий членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Автором отмечена роль системного подхода в управлении коллективом ДОУ, обоснована целесообразность применения в концепции управления личностно-ориентированных методов формирования взаимодействий членов коллектива с целью повышения эффективности функционирования ДОУ.
Публикация «Управление взаимодействием членов педагогического коллектива ДОУ» размещена в разделах
Ключевые слова: педагогический коллектив, взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, управление, системный подход.
В условиях реформ проблема определения эффективных приемов управления работой дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) приобрела особую актуальность. Острота проблемы управления качеством работы ДОУ определяется существованием разветвленной системы дошкольного образования, отсутствием четких параметров организации учебно-воспитательного процесса в различных типах дошкольных учреждений и единого подхода к определению обобщенных критериев оценки качества работы дошкольного учреждения, ориентацией на устаревшие принципы управления учебно-воспитательным процессом и педагогическим коллективом в частности. Именно поэтому весьма актуальным становится вопрос эффективной организации системы управления и формирования комфортной среды для коллектива в реализации профессиональных задач ДОУ. Грамотный процесс взаимодействия позволяет руководителю устранить неопределенность, сосредоточив внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования учреждения и облегчить управленческий контроль за работой коллектива в целом. Целью статьи является исследование взаимодействий членов педагогического коллектива и их эффективной организации в ДОУ.
Вопросы системного управления ДОУ рассматривались в научно-теоретических разработках многих отечественных исследователей, среди которых в рамках данной статьи следует выделить таких, как: Аллаяров З. А., Ганичева И. А., Гонина О. О., Долгова В. И., Мельниченко Н. Ф., Ставцева Ю. Г., Шаповал П. Ю. и др.
Управление педагогическим коллективом ДОУ являет собой сложный, планомерный процесс воздействия на сотрудников, целью которого является организация и координация их деятельности, правильного осуществления учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности. На сегодня управление ДОУ основывается на тесном сотрудничестве государственных органов и органов общественного самоуправления и на принципах демократизации, что существенно расширяет систему взаимодействий членов педагогического коллектива. Отказ от политики жестокой централизации и регламентации всех сторон жизни образовательного учреждения способствовал развитию коллегиальности руководства, замену административно-командных методов управления методами и формами демократического обсуждения и принятия решений [1].
Системный подход управления ДОУ рассматривается как некоторая целостность (концепция, которая состоит из взаимосвязанных частей (элементов) набора правил и принципов, которыми руководствуются управленцы. В психолого-педагогических исследованиях в сфере управления системный подход всегда дополняется идеями личностного, деятельностного, структурно-функционального и других методологических подходов. Опираясь на вышесказанное, можно представить управление коллективом ДОУ как систему, как деятельность и как процесс. Система - множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих со средой как единое целое. Управляемый объект - это элемент системы, который для нормального функционирования требует систематического контроля и регулирования. Управляющий объект - элемент системы, который обеспечивает контроль за деятельностью управляемого объекта, выявляет возможные отклонения от заданной программы и обеспечивает своевременное приведение его к нормальному функционированию [5].
Сегодня современное ДОУ представляет сложную систему, которая динамично развивается и требует качественного и грамотного управления. Система управления ДОУ предусматривает систематическое воздействие управляющего объекта (руководителя учреждения) на управляемый объект (педагогический коллектив) в целях обеспечения эффективной работы ДОУ.
Социально-экономические условия и политические процессы настоящего внесли кардинальные изменения в содержание управленческой деятельности дошкольного учебного заведения, поскольку выросла самостоятельность и ответственность руководителей и самих педагогов за результаты функционирования учреждения. Система взаимодействий внутри коллектива ДОУ может эффективно функционировать только в том случае, когда все ее составляющие звенья работают слаженно и в одном направлении. Развитие процесса взаимодействий членов педагогического коллектива предполагает совершенствование структуры всей организации учебного заведения и его переход на горизонтальный корпоративный принцип управления.
Направленность всей системы управления ДОУ на конечный результат несет в себе не только особую мотивационно-целевую ориентацию педагогического коллектива, но и предусматривает качественно новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности педагогов. В целом, процесс эффективного взаимодействия членов педагогического коллектива предполагает воспитание высокомотивированных, качественно и профессионально подготовленных специалистов ДОУ. При условиях оптимального управления взаимодействиями коллективом ДОУ руководители должны целенаправленно совершенствовать себя и своих сотрудников. Неотъемлемой составляющей управления является его непосредственный процесс осуществления, включая несколько последовательных этапов, в частности: разработка и принятие решения, моделирование, организация, регулирование, контроль, коррекция и др. [7].
Главной целью налаживания взаимодействий членов педагогического является обеспечение стабильной и эффективной работы дошкольного учебного заведения. Процесс управления дошкольным учебным заведением представляет собой целенаправленную деятельность, задачей которого является упорядочение и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Так, каждое заведение представляет собой целостное образование, действующее по законам развития. Поэтому ДОУ рассматривается как система с определенными элементами, структурой, функционированием, развитием. Такой подход позволяет не только выявлять основные факторы, условия эффективного взаимодействия коллектива, обеспечивать жизнедеятельность заведения, но и управлять его функционированием и развитием.
Социально-экономическая структура педагогического коллектива основывается на производственных отношениях и должностной иерархии, поскольку осуществляет производственную функцию и находит свое проявление в формальной организационной структуре. Организационная структура ДОУ отражает взаимодействие его сотрудников, возникает в результате выполнения членами коллектива их должностных обязанностей как по вертикали (между руководителями и подчиненными, так и по горизонтали (между сотрудниками) [2]. В управлении педагогическим коллективом особое место занимает правильная организация взаимоотношений, которые должны обеспечивать в трудовом коллективе комфортные условия работы, равные права и обязанности сотрудников.
Важной задачей вышеприведенной структуры взаимодействий является создание надлежащих условий труда для всех членов коллектива ДОУ, оказывающих влияние на мотивацию деятельности. Содержание и средства формирования коллектива определяются уровнем его развития. Основные направления работы по формированию оптимальных взаимодействий членов коллектива, прежде всего, связаны с изучением общности, формированием педагогических ценностных установок, реализации основных принципов. Формирование взаимодействий педагогического коллектива связано с развитием его организационных структур и психологическим микроклиматом.
Сегодня главной целью управленческой деятельности каждого руководителя ДОУ в новых условиях развития общества должно стать создание таких условий взаимодействий, при которых будет наблюдаться рост личности воспитателя, когда у него появятся мотивы к самоопределению, самоактуализации, защищенности и будет происходить сплоченность вокруг стратегической цели деятельности ДОУ, а единство педагогического коллектива будут иметь для сотрудника высшую ценность [3].
Важное место в системе управления взаимодействиями членов коллектива ДОУ занимает переход к новому личностно- и ценностно-ориентированному обществу, что возможно только в результате переосмысления базовых основ и ориентиров построения, функционирования и развития образовательной системы, поскольку человекоцентризм представляет собой философию условий развития национальной духовности и находит свое логическое продолжение в образовании. Так, образование в ДОУ будет выполнять свое призвание, только когда смыслом его развития, центром всех инноваций и стратегий станет именно человек – член педагогического коллектива [6].
Управленческое взаимодействие интенсифицирует активность каждого члена коллектива только тогда, когда оно проявляется как сотрудничество, носит преднамеренный, длительный и устойчивый характер. В настоящее время сотрудничество в контексте проблемы управления развитием личности воспитателя, мы понимаем как вид межличностного взаимодействия, где вместе руководителем и педагогами формулируются и решаются проблемы личностного, профессионального потенциала, компетентности и авторитета воспитателя. Особенностью организации управляющей и управляемой систем при субъект-субъектных взаимоотношениях в процессе налаживания взаимодействий внутри коллектива является то, что они базируются преимущественно на использовании таких феноменов, как духовные ценности личности воспитателя и коллектива, общественное мнение, морально-психологический климат, творческая атмосфера педагогического коллектива.
Наибольшее внимание современные руководители ДОУ уделяют организационно-распорядительным методам управления, которые реализуются путем регламентации деятельности исполнителей (воспитателей, нормирования и инструктирования через постановления, указания, инструкции, распоряжения, приказы и требования. Как показывает практика, эти методы применяются руководителем ДОУ при разработке стратегического плана в качестве генерального перспективного направления развития ДОУ на основе определения качественно новых целей, которые соответствуют внутренним возможностям. Благодаря этой группе методов руководителем осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров; разрабатываются и внедряются должностные инструкции; поддерживается внутренний распорядок и дисциплина; создаются условия для требовательности руководителя и личной ответственности каждого работника ДОУ. Акцентируем внимание на том, что эта группа методов носит предписывающий характер, а поэтому является составной авторитарного стиля руководства, следовательно, формировать эффективные взаимодействия членов коллектива в условиях ДОУ только этими методами сегодня не рационально, поскольку динамические изменения подходов к обеспечению образовательных потребностей, изменения образовательных парадигм требуют перехода к демократическому режиму управления.
На основе анализа теоретико- практических подходов к обоснованию социально -психологической группы методов управления считаем необходимым подчеркнуть, что эти методы направляют коллектив на креативность, на активизацию деятельности каждого члена коллектива через материальное и моральное стимулирование. К этой группе методов относятся: требовательные, но корректные, распоряжения, просьбы, пожелания, убеждения, благодарности, собственный пример руководителя ДОУ, учет человеческого фактора. К этой группе относятся методы общественного воздействия, реализуемые путем привлечения к управлению работников ДОУ, коллективного обсуждения основных проблем учреждения и возможностей их решения. Анализ практического применения в управленческой деятельности методов этой группы доказывает, что они способствуют формированию у каждого члена коллектива положительного отношения к обязанностям, чувства ответственности, обеспечению свободы личности каждого субъекта учебного процесса и развитию в коллективе здоровой конкуренции.
Современные социально-экономические проблемы нашей страны актуализируют роль экономических методов управления на уровне государства и ДОУ. Для руководителя ДОУ использование экономических рычагов достаточно серьезный вопрос, поскольку методы поощрения должны быть справедливыми и честными в соответствии с результативностью труда каждого члена коллектива, так как это прямым образом воздействует на внутриличностные отношения в коллективе. Переоценка и недооценка заслуг каждого приводят к нарушению стабильности в коллективе.
Каждая группа управленческих методов в контексте формирования эффективных взаимодействий в ДОУ имеет свои позитивные аспекты, но для обеспечения результативности деятельности использовать их нужно в комплексе, то есть с учетом системного подхода. Акцентируем, что каждый руководитель ДОУ должен применять управленческие методы в зависимости от ситуации в коллективе, от особенностей коллектива, от важности поставленной задачи. Таким образом, констатируем тот факт, что методы управления ДОУ, используемых конкретным руководителем, должны базироваться с позиций демократизма, гуманизма и должны быть индивидуальными, переосмысленными сквозь призму своего мировосприятия в соответствии с собственными задачами и возможностями.
Наиболее эффективной совместная деятельность руководителя и членов коллектива становится в том случае, когда все сотрудники довольны межличностными взаимоотношениями и у них есть желание и стремление работать вместе, то есть когда происходит социально-психологическая интеграция субъектов. Основными признаками субъект-субъектной концепции управленческого взаимодействия в процессе реализации системного подхода в управлении педагогическим коллективом определяем :
диалогичность управленческого и межличностного общения внутри коллектива;
инициирование изменений личности воспитателя, его саморазвития;
сотрудничество руководителя и коллектива, педагогов между собой;
использование субъективного опыта воспитателя как источника его развития;
привлечение руководителя к ценностям, потребностям, проблемам каждого подчиненного;
обусловленность взаимодействия руководителя и подчиненных на основе адаптации к личностных особенностям членов коллектива;
выстраивание содержания взаимодействия на эмоционально-психологической, эмпатичной основе, которая преобладает над рациональностью.
Целью формирования эффективных взаимодействий членов педагогического коллектива является повышение эффективности деятельности всех сотрудников на основе создания условий для саморазвития личности каждого воспитателя, самоактуализации, удовлетворении потребностей членов коллектива как в персональной обращенности, так и потребностей проявить себя в общественной жизни [4].
Таким образом, повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня и взаимодействий педагогических кадров. Развитие процесса управления предполагает совершенствование структуры всей организации учебного заведения и его переход на горизонтальный корпоративный принцип управления. Направленность всей системы управления взаимодействиями в ДОУ на конечный результат несет в себе не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей, но и предусматривает качественно новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности членов коллектива. Подчеркнем, что в данном контексте именно системный подход является универсальным методологическим понятием, которое имеет свои функции, структуру, содержание и технологию реализации. Данный подход позволяет при разработке и научном обосновании модели взаимодействий учесть глубинные существенные связи рассматриваемых явлений и процессов в управлении ДОУ и осуществить системный анализ, который предусматривает декомпозицию проблем коллектива на составные части, учитывая специфику управления ДОУ на основе инновационных технологий.
Список использованной литературы
1. Аллаяров З. А. Педагогические условия личностно-профессионального развития учителя в муниципальной системе образования: Дис.. канд. пед. наук. Уфа, 2002. 172 с.
2. Ганичева И. А., Столярова А. Д. Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ // Молодой ученый. 2014. № 21-1 (80). С. 164-167.
3. Гонина О. О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом // Бизнес и дизайн ревю. 2017. № 4 (8). С. 13-18.
4. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Ушакова Н. Н. Влияние стиля управления на уровень развития педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T31. С. 136-140.
5. Мельниченко Н. Ф., Куликова Ю. Ю., Букарина Е. П. Кадровая политика дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T37. С. 100-107.
6. Ставцева Ю. Г. Особенности организации методической работы с педагогическими кадрами в детском образовательном учреждении // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 1. С. 81-86.
7. Шаповал П. Ю. Экспериментальное исследование влияния индивидуального стиля управленческой деятельности на профессиональный рост членов педагогического коллектива ДОУ // Аллея науки. 2019. Т. 5. № 1 (28). С. 610-613.