Ирина Лякутина
Умственное развитие детей дошкольного возраста посредством игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед образовательными учреждениями и системой образования в целом остро стоит проблема развития умственных способностей детей : возрастает объем знаний, необходимых для усвоения детьми начиная с раннего дошкольного возраста.
Публикация «Умственное развитие детей дошкольного возраста посредством игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Один из известных ученых в области психологии, занимающийся изучением развития умственных способностей дошкольников Н. Н. Поддъяков справедливо отмечал, что на современном этапе необходимо предложить детям ключ к познанию действительности, а не стремиться давать готовые, исчерпывающие знания, что мы наблюдаем сейчас в традиционной системе дошкольного и школьного образования [6, с. 51].
Поскольку активность умственной деятельности является одним из основополагающих свойств личности ребенка, чрезвычайно остро стоит вопрос о поиске инновационных методов и средств развития умственной активности детей дошкольного возраста.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы формирования способности к активной умственной деятельности : Г. Е. Елесиной, З. И. Калмыковой, Т. Д. Марцинковской, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, Н. Н. Поддъякова, И. Н. Семенова.
Теоретическую основу исследования составляют труды Т. И. Бабаевой, Л. А. Венгера, Н. Ф. Виноградовой, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. И. Сорокиной и др. В их работах подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью осуществления поиска и избирательного использования имеющихся у детей знаний и действий для решения тех или иных задач.
По мнению Л. Ф. Обуховой, умственные способности детей с рождения носят в большинстве своем творческий характер и не у всех получают должное развитие. Будут ли развиты умственные способности ребенка, какое направление они получат зависит только от взрослых и педагогов дошкольных образовательных учреждений [5, с. 102].
Умственное развитие дошкольника является важной составляющей общего психического развития ребенка и представляет собой сложный процесс формирования познавательных интересов, накопления знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это комплекс таких психологических качеств, от которых зависит легкость и быстрота усвоения нового [7, с. 35].
Умственное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в различных видых деятельности: игре, учении, труде, бытовой деятельности. И чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего мира и развития умственных способностей.
В дошкольной педагогике для умственного развития детей используются различные методы и средства.
1. Одним из важных средств умственного развития является ознакомление детей с окружающей действительностью. Взаимодействуя с окружающим миром у ребенка расширяется кругозор, психические познавательные процессы. Используя самые разные предметы дети узнают их названия, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; все вещи сделаны из разных материалов и обладают своими свойствами (чашка - фарфоровая, она хрупкая, может разбиться; ложка и вилка - металлические, могут согнуться и т. д.) [1, с. 56].
Педагоги дошкольных образовательных учреждений в режимных процессах должны обращать внимание детей на все, что их окружает, говорить и подчеркивать отдельные свойства предметов, обозначать словами все свои действия, пользоваться понятиями, которые обозначают пространственные и временные отношения. Так, например, во время одевания он может обратить внимание детей на цвет одежды, на материал, из которого она сделана: «У Андрюши штанишки джинсовые, они синие, плотные. А у Глеба штанишки трикотажные, они белые, мягкие» и т. д. Перед обеденым сном воспитатель также, может скажать: «Сейчас вы пообедали и ложитесь спать. Это дневной сон. А какой еще вы сон знаете? Да, когда наступает ночь - это ночной сон, после которого наступает утро и вы приходите в детский сад».
Большое количество знаний дети получают в процессе наблюдений за природой: растениями, насекомыми, птицами: «листочки опадают», «птички улетают» и т. д. Воспитатель должен направлять детские открытия и помочь увидеть и установить то, что не сразу может заметить сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он делает их жизнь богаче и интереснее, тем самым развивая умственные способности ребенка [2, с. 34].
2. В процессе труда происходит непосредственное обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: свечка плавится, лед тает, мыло пенится, земля рыхлая когда ее перекопали, мокрый песок хорошо лепится и т. п. Таким образом у детей формируются определеные знания о материалах, орудиях труда и инструментах, способах выполнения трудовых поручений. Труд обладает большой познавательной силой в связи с тем, что помогает установить причинно-следственные связи, подводит ребенка к выводам, умозаключениям, способствует становлению словесно-логического мышления.
3. Конструирование в умственном развитии дошкольника также играет немаловажную роль: формирует более точные, конкретные представления о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в определенной группе предметов. В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются особые требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его части, их соотношения, умение зрительно делить предмет на элементы, соотносить их с теми или иными деталями.
4. В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (положение предмета в пространстве, восприятие цвета, деление целого на части и т. д.).
5. Наиболее используемым средством умственного развития детей является обучение. Неоспорим тот факт, что в процессе обучения развивается мышление и речь, формируются познавательные способности и интересы. Дети овладевают непосредственно самой учебной деятельностью. Его преимущество заключается в целенаправленности процесса: оно осуществляется систематически, регулярно, чем и обеспечивается определенная последовательность в получении знаний, умений, навыков детей [4, с. 78].
Для детей дошкольного возраста самой доступной и оптимальной формой обучения является игра. В игре дети отражают окружающую их действительность, свои впечатления о ней, делятся своими умениями со сверстниками. Общаясь друг с другом в процессе игры, дети обогащают свои знания путем обращения за советами и помощью к взрослым. Тем самым происходит переход знаний детей на новый словесно-логический уровень.
Очень важно дать ребенку возможность самостоятельного наблюдения и исследования окружающего его мира, используя при этом самые действенные виды развивающих игр для детей. Именно такими играми и являются игры В. В. Воскобовича.
Методика В. В. Воскобовича предполагает построение такой игровой деятельности, в процессе которой происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постепенное раз от раза усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Как показывает практика, дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, у них хорошо развивается память, концентрируется внимание.
Одним из принципов развивающих игр В. Воскобовича является использование сказочных сюжетов. Каждая игра сопровождается сказочным повествованием, что способствует тому, что дети быстрее запоминают цифры, формы или буквы. Сюжетная линия сказок предполагает выполнение детьми с помощью героев сказок различных заданий и упражнений.
Второй принцип заключается в том, что все игры должны быть использованы детьми с пользой, а значит должны быть многофункциональными: с помощью одной игры дети учаться одновременно и читать и считать. Поэтому у них развиваются все познавательные психические процессы.
Третий принцип методики состоит в развитии у ребенка творческого потенциала: игры и сказки помогают развить воображение и фантазию детей.
Развивающие игры актуальны для детей в возрасте от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Все игры сопровождаются методическими пособиями с иллюстрированными сказками, герои которых призваны помочь ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Все игры Воскобовича имеют различную направленность:
- развивают у ребенка логическое мышление и воображение;
- формируют математические навыки;
- обучают чтению;
- направлены на конструирование и моделирование;
- развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала [3, с. 14].
Дадим характеристику основным развивающим играм В. В. Воскобовича.
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной доски с маленькими гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. В комплекте к игре прилагаются цветныех резинки и пособие с творческими заданиями различных уровней сложности.
Рисунок 1. Игра-конструктор «Геоконт»
Данная игра знакомит детей с азами геометрии, развивает мелкую моторику рук, помогает изучить цвет, форму и велечину. Нанизывая резиночки на гвоздики, дети путешествуют с героем сказки Гео и помогают ему с помощью создания разных геометрических фигур преодолеть те или иные препятствия.
«Квадрат Воскобовича». Это игра известна еще и как «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер».
Рисунок 2. Игра «Квадрат Воскобовича»
Она содержит 32 разноцветных треугольника, которые приклеены на ткань и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предложен двухцветный квадрат, для старших детей - четырехцветный квадрат, который легко трасформируется, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т. д. Эти фигуры дети могут собирать и по схемам, предложенным в пособии или придумывать собственные образы.
«Квадрат Воскобовича» призван сформировать у ребенка:
- абстрактное мышление;
- навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве;
- креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.
Игра-шнуровка «Ромашка». Эта игра позволяет детям составлять слова из букв и читать их. Из основного слова «Ромашка» дети могут составить до 200 слов.
Рисунок 3. Игра-шнуровка «Ромашка»
Для детей младшего дошкольного возраста предложенная игра может быть использована как шнуровка для развития мелкой моторики рук. Она развивает у детей сообразительность, навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Складушки» представлены красивым игровым пособием, которое призвано познакомить детей буквами и помочь освоить принцип сложения слогов.
Пособие содержит много сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается и диск с песенками, который можно слушать с малышом. Занимаясь с этой игрой у ребенка задействованы тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, в результате чего у детей улучшается память, развивается усидчивость и внимательность.
«Математические корзинки» знакомит детей с элементами математики. Вместе с зверятами-цифрятами дети учатся счету, уясняют состав чисел, учатся сравнивать цифры и выполнять элементарные математические действия.
Рисунок 4. Игра «Математические корзинки»
Смысл игры заключается в том, что дети должны сложить в корзинки грибы-вкладыши усваивая при этом сколько грибов необходимо положить в корзину, чтобы она была полной. Кроме того, игра способствует и развитию мелкой моторики рук : дети разукрашивают, штрихуют, обводят грибы. Эта игра является универсальной для детей от двух лет.
Кораблик «Плюх-Плюх». Игра представляет собой яркий кораблик с разноцветными флажками-парусами, которые надеваются на деревянные рейки. На основаниеи кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность, в связи с чем в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика рук, но и тактильные ощущения. Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок сумел рассортировать флажки по цвету и величине и прикрепить нужное количество флажков на мачты.
Рисунок 5. Игра Кораблик «Плюх-Плюх»
Играя корабликом «Плюх-Плюх» дети знакомятся с героями сказки - капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые предлагают ребенку различные задания с веревочкий, флажками и мачтами.
Это многофункциональная игра, знакомящая детей с основными цветами, формирующая математические навыки, прививающая умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.
Необходимо отметить, что не все игры должны использоваться педагогами дошкольных учрежений одновременно. В процессе непосредственно образовательной деятельности воспитатель постепенно отбирает набор таких игр, содержание которых максимально соответствует возрастным и интеллектуальным способностям детей определенной группы и для решения необходимых задач.
Таким образом, подводя итог можно отметить, что развивающие игры В. В. Воскобовича характеризуются единым динамическим сюжетом с интригой и логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи. Благодаря сказкам, которые сопровождают каждую из игр, у детей развивается фантазия, воображение, связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь, фонематический слух, интонационная культура, обогащается словарный запас, что в комплексе составляет умственное развитие ребенка.
___
Список литературы
1. БабаевТ. И. Условия позитивной социализации дошкольников в группе сверстников // Проблемы позитивной социализации ребенка в дошкольной педагогики : сб. ст. международной науч. -практ. конф. 10 декабря 2015 г. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 56.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978. - 120 с.
3. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. - Санкт-Петербург, 2018. - 250 с.
4. Люблинская А. А. Активность и направленность дошкольника. - М. : Просвещение. - 1971. – 415 с.
5. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 275 с.
6. Поддяков Н. Н. К проблеме психического развития ребенка // Современное дошкольное образование. 2019. № 6. С. 51.
7. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. - М. : Просвещение. - 1975. – 175 с.