Нина Погорелая
Умные палочки для девочек и мальчиков
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в течении пяти лет в логопедической группе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, я успешно реализовывала программы Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» и С. П. Цукановой, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать». В процессе обучения сталкивалась с трудностями в формировании навыков звукового анализа и синтеза, затруднениями в запоминании букв, сливании слогов. К тому же дети, поступающие в логопедическую группу, имеют неудовлетворительные навыки развития мелкой моторики, нарушения пространственной ориентации, что в начальной школе может повлечь за собой дисграфию и дислексию. Эти проблемы я попробовала решить с помощью модифицированной программы «Умные палочки». Программа рассчитана на детей 5-7-летнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, в картине недоразвития речи которых превалирует несформированность звуковой стороны речи и недоразвитие фонематических процессов. Готовность этих детей к звуковому анализу и синтезу значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников, нередко наблюдается отставание в лексико-грамматическом развитии, а в процессе обучения грамоте выявляются признаки дисграфии и дислексии.
Публикация «Умные палочки для девочек и мальчиков» размещена в разделах
Дидактическое пособие «Умные палочки» состоит из комплекта палочек (спичек со срезанной серной головкой). Они достаточно тонкие, и это позволяет дополнительно увеличить нагрузку на мышцы рук ребенка.
Упражнения из программы «Умные палочки» входят в каждое фронтальное занятие (4 раза в неделю) и органично вписываются в используемую мной программу по обучению детей с нарушениями речи (Цуканова С. П., Бетц Л. Л. «Учим ребенка говорить и читать»). Разработанная система упражнений помогает успешно реализовать главную цель и поставленные коррекционные задачи.
Цель: выявление у детей специфических ошибок на ранней стадии обучения, профилактика и устранение начальных признаков дисграфии и дислексии.
Задачи:
1. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
2. Развитие фонематического восприятия, формирование связи звука с буквой.
3. Развитие тонких координированных движений пальцев и кисти рук.
4. Формирование координаций в системах: «глаз – рука», «ухо – рука», «глаз – ухо – рука».
5. Обучение чтению с одновременным выкладыванием звуко-слоговых схем.
6. Развитие комбинаторных способностей (умения выкладывать разные слова из одного и того же набора букв).
7. Выделение ударного слога в слове; знакомство со словами-омонимами.
8. Составление слов по предложенной схеме.
9. Закрепление правил написания жи – ши, ча – ща, чу –щу; слов с безударной гласной, подбор проверочных слов.
10. Составление предложений с использованием выложенного из палочек слова.
На своих занятиях я использую общепринятые методические приемы: постепенное усложнение заданий, последовательность, системность, наглядность и др.
Предлагаю разработанный план занятий на первый период обучения.
План занятий на первый период обучения
(сентябрь – ноябрь)
Занятие 1
Предложить детям взять правой рукой из коробка и отсчитать пять палочек. Затем выполнить то же действие левой рукой. Из отложенного количества палочек выложить лесенку с четырьмя перекладинками. Убрать спички в коробок правой рукой.
Занятие 2
Предложить детям взять правой рукой из коробка столько палочек, сколько нужно для выкладывания квадрата. Затем выполнить то же действие левой рукой. Предложить детям взять из коробка еще две палочки и разместить их так, чтобы из квадрата получился флажок.
Занятие 3
Взять правой рукой из коробка три палочки и выложить из них треугольник. Затем выполнить это же действие левой рукой. Предложить детям назвать предметы треугольной формы. Можно с помощью палочек превратить треугольник в какой-либо предмет. Задать к нему вопрос: кто или что?
Занятие 4
Рассмотреть выложенный из палочек домик (квадрат из четырех палочек и треугольник). Сосчитать, какое количество палочек нужно взять. (Шесть.) Взять нужное количество палочек и выложить домик правой рукой. Затем выполнить то же действие левой рукой. Убрать палочки попеременно правой и левой рукой по одной.
Занятие 5
Предложить детям взять правой рукой шесть палочек и выложить прямоугольник со сторонами две палочки и одна. (Показывается образец). Затем выполнить то же действие левой рукой. Назвать предметы прямоугольной формы. Убрать палочки попеременно правой и левой рукой.
Занятие 6
Предложить детям выложить пройденные геометрические фигуры правой рукой, потом левой. Затем собрать попеременно то правой, то левой рукой.
Занятие 7
Предложить детям рассмотреть образец выкладывания утки из палочек, посчитать сколько палочек понадобится. Взять нужное количество палочек и выложить уточку. Убрать палочки попеременно то правой, то левой рукой.
Занятие 8
Предложить детям взять из коробка три палочки. Выложить из палочек букву «У». (проводится на этапе знакомства с буквой)
Занятие 9
Предложить детям по образцу выложить из палочек «елочку», под которой жила мышка с мышонком. Высыпать оставшиеся палочки и убрать их в коробку попеременно то правой, то левой рукой.
Занятие 10
Предложить детям выложить из палочек «дерево - айву» по образцу. Убрать палочки руками попеременно.
Занятие 11
Предложить детям взять из коробка пять палочек. Выложить букву «А». Высыпать оставшиеся палочки и убрать их в коробок одновременно обеими руками по одной.
Занятие 12
Предложить детям на слух определить сколько звуков произнесено – «ау». Какой первый звук, какой второй. Выложить из палочек соответствующие буквы. Прочитать, что получилось. Так кричат в лесу. А так кричит малыш – «уа». Сколько звуков услышали? Какой первый, второй? Выложите из палочек соответствующие буквы. Убрать палочки попеременно обеими руками в коробок. (проводится на этапе звуко-буквенного анализа слов)
Занятие 13
Предложить детям выложить по образцу любимый овощ ослика – морковку. Затем убрать палочки попеременно обеими руками в коробок.
Занятие 14
Предложить детям из шести палочек выложить букву «О». Сколько я произнесу звуков, столько нужно выложить букв: «АО», «УО», «АОУ» с последующим прочтением. Сколько я произнесла звуков? Какой первый, второй, третий?
Занятие 15
Предложить детям выложить по образцу конфетку ириску. Определить сколько звуков «И» в слове «ириски». Сложить палочки попеременно обеими руками в коробок.
Занятие 16
Логопед произносит ряд звуков: а, у, о. Дети повторяют, определяют последовательность звуков и выкладывают буквы. Читают. Затем последовательность звуков меняется, дети выкладывают и читают буквы.
Занятие 17
Предложить детям отсчитать пять палочек и по образцу выложить букву И.
Логопед произносит: «Иа» и спрашивает детей: «Кто так кричит?» Дети определяют какой первый звук, какой второй и выкладывают буквы в нужной последовательности. Затем убирают палочки обеими руками в коробок.
Занятие 18
Предложить детям выложить экран телевизора (компьютера) по образцу. Определить, где в слове «экран» находится звук Э.
Занятие 19
Выкладывание из пяти палочек буквы Э. Сколько логопед произносит звуков, столько нужно выложить букв: аэу, иоэ с последующим прочтением. (проводится на этапе знакомства с буквой)
Занятие 20
Предложить детям из девяти палочек выложить рыбку по образцу. Определить, где в слове «рыба» находится звук Ы. (проводится на этапе развития фонематического слуха)
Занятие 21
Предложить детям из семи палочек построить букву «Ы» по образцу. (проводится на этапе знакомства с буквой)
Занятие 22
Возьмите четыре палочки и выложите букву «К». Какую букву нужно добавить и куда, чтобы получился слог «кы»? Выложите и прочитайте. Какой звук «к» в этом слоге? (Твердый.) Уберите букву «ы» и вместо нее вставьте букву «и». Прочитайте, что получилось. Какой звук в этом слоге? (Мягкий.)
Занятие 23
Логопед произносит слово, а дети выделяют в нем гласные звуки и выкладывают их из палочек : кот, жук, тигр, эму, рыба. (Проводится на этапе пальчиковой гимнастики)
Занятие 24
Предложить детям выложить гриб по образцу, затем убрать палочки двумя руками одновременно.
Занятие 25
Предложить детям подумать и выложить из палочек тарелочку без образца, затем убрать палочки по очереди двумя руками.
Занятие 26
Выложите из шести палочек букву «М». Добавьте к ней букву «А». Какой слог получился? Прочитали. А если к нему выложить еще один слог «МА»? Прочитайте, какое получится слово. Убрали палочки.
Занятие 27
Выложите букву «М». Добавьте к ней букву «У» в начало и прочитайте, что получилось? («УМ») Поменяйте буквы местами и прочитайте, что получилось? («МУ») Замените букву «У» на букву «Ы», прочитайте. Уберите палочки.
Занятие 28
Выложите из семи палочек букву «В». Послушайте слог: «ВА». Какой первый звук, второй? Составьте слог «ВА» из палочек. Дополните его до целого слова. (Дети называют слова, начинающиеся на слог «ва».)
«Превратите слог «ВА» в слог «ВО». Дополните его до целого слова. Аналогичная работа проводится со слогами «ву», «вы», «ви».
Занятие 29
Выкладывание мостика из палочек по образцу.
Занятие 30
Предложить детям из пяти палочек выложить большую букву «Н» и маленькую из трех. Сравнить, чем похожи буквы, чем отличаются.
Занятие 31
Возьмите пять палочек и выложите букву «П». С буквой «П» согласны подружиться гласные. Логопед загадывает гласные буквы, дети отгадывают, подставляют их к букве «П», читают прямые и обратные слоги.
Занятие 32
Выкладывание буквы «П», слога «ПА», слова «ПАПА».
Занятие 33
Выкладывание цепочки слов "Том – Тим – там – так – тук – тут – тот – вот" (дети изменяют по одной букве, начиная с первого слова).
Занятие 34
Выкладывание из палочек слов «там», «тут». «вот» с последующей записью в тетради.
Методика обучения грамоте с помощью игрового приема «Умных палочек» используется мною в течение трех лет и доказала свою эффективность в комплексном развитии и коррекции речи детей.