Заливина Юлия Александровна
Уклад как способ формирования ценностей воспитания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание в детском саду строится как органическая система. В этой системе каждый элемент является составной частью более широкого целого. Ключевыми элементами системы являются: уклад, развивающая среда, общность, деятельность и событие. Каждый из этих элементов удерживает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач возрастного развития и становления личности ребенка. Всеобъемлющим элементом органической системы, удерживающим в себе все остальные, является уклад.
Публикация «Уклад как способ формирования ценностей воспитания у дошкольников» размещена в разделах
Уклад детского сада основывается на единых ценностях и готовности к сотрудничеству всех участников образовательных отношений. Только в этом случае можно создать необходимые условия для нормальной жизни и развития детей. Создание уклада детского сада на основе базовых национальных ценностей включает в себя :
Систему отношений взрослых и детей, основанную на взаимном уважении.
Круг традиционных праздников и событий.
Режим дня, правила поведения и ритуалы.
Возможность разновозрастного общения и взаимодействия.
Воспитание ответственности через доверие и уважение.
Авторитет труда и знания.
Свободу и ответственность.
Уклад определяет смысл, стиль и характер взаимоотношений между ребенком и взрослым. Это общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского сада, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и адаптированности в социуме. Уклад охватывает всех лиц, включенных в деятельность организации: участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов, родителей). Ценности воспитания, заданные укладом организации, принимаются всеми без исключения. Внутри этого пространства рождается команда, коллектив, сообщество, общность. Формируются ценности воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками дошкольной организации). Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка циклов жизни учреждения. Воспитательная среда дошкольной образовательной организации раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры.
При разработке уклада дошкольной организации определяются инструментальные ценности, которые находят свое отражение во всей жизнедеятельности детского сада:
в правилах и нормах;
в традициях и ритуалах;
в системе отношений в разных типах общностей;
в характере воспитательных процессов;
в предметно-пространственной среде.
Базовые и инструментальные ценности проявляются в формальных и неформальных правилах и нормах. Со временем они трансформируются в традиции и ритуалы. Правила, нормы и традиции задают характер и систему отношений в общностях – профессиональных, профессионально-родительских, детских и детско-взрослых. Система существующих отношений в свою очередь определяет характер воспитательных процессов, которые напрямую влияют на эффективность воспитания. Когда в общности есть ценность доверия и дружбы, ответственности и заботы, терпимости, если ее удерживает взрослый в общении с ребенком, то и ребенок ее воспринимает как естественную, пропитываясь этими смыслами.
В профессиональной общности есть ценность детства, каждого ребенка как личности, и травмирующие ребенка отношения уже невозможны в этой среде и в той деятельности, которую данная профессиональная общность реализует. Если среда создается ради среды, но не для ребенка, то среда не насыщается воспитательным содержанием и не становится для него «живой».
Социум предполагает определенные правила и границы дозволенного в этом обществе, как следствие того, что люди, находящиеся внутри него имеют общий менталитет, общую культуру и традиции, а так же ограничивает свободу системой общепринятых норм поведения, как всех его членов, так и каждого в отдельности. Все это включено в представление о морали, которая направлена на построение отношений между людьми, на понимание добра и зла.
Воспитывающий взрослый является носителем ценностей воспитания, а в укладной педагогике еще и носителем скрытого содержания образования, которое наиболее ценно в работе с детьми, особенно дошкольного возраста.