Марина Ситник
Особенности организации уголка для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия педагогов с семьей разнообразны.
Уголки для родителей — привычный и давно используемый способ общения с родителями, знакомства с жизнью группы. Родители, благодаря уголку, более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами и более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.
Но часто родители не обращают на уголки никакого внимания, просто игнорируют их, а с ними и наш труд! Чтобы привлечь и заинтересовать родителей, уголок должен быть грамотно оформлен, информация должна правильно выставляться.
Публикация «Особенности организации уголка для родителей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Правила оформления уголка для родителей
Уголок для родителей находится в приемной каждой группы детского сада. Для него отводят одну из стен, специальный стенд или полку. Материалы в родительский уголок подбираются в соответствии с возрастной группой и временем года. В оформлении нужно придерживаться следующих простых правил:
• Периодичность. Информация должна обновляться не реже одного раза в месяц.
• Доступность. Располагать информацию нужно на уровне глаз родителей, чтобы было удобно читать. Не использовать непонятные для родителей педагогические термины.
• Достоверность. Информация должна быть актуальной, достоверной, подобрана с учетом возрастных особенностей детей, со ссылкой на автора, издание.
• Эстетичность. Все материалы печатаются на светлом фоне, используются различные окантовки, шрифт не менее 14-го, чтобы можно было прочесть с расстояния метра, чёткий. Рубрики и названия выделяются контрастным цветом, крупным шрифтом. Все материалы необходимо дополнять яркими картинками, детскими рисунками и фотографиями, желательно детей данной группы. Материалы должны в первую очередь привлечь внимание родителей, а затем донести нужную информацию.
• Безопасность. Материалы прикрепляются к основе, не рекомендуется приклеивание листов к стене. Не используются кнопки, скрепки и других острые предметы.
• Краткость. Нужно выбирать статьи, небольшие по объему, но дающие исчерпывающую информацию. Советов должно быть не более пяти.
• Оригинальность. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания вежливого ребёнка» или «Что делать, если ребёнок упрямиться?». Заголовок, тема может располагаться, например, на солнышке или облаках.
Различные подходы к оформлению:
- оформление по единому сюжету: по сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба или русской избы;
- в оформлении используются разнообразные материалы: береста, лоза, макраме, соломка, дерево (резьба, выжигание, природный и бросовый материал;
- стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, фартуке, клубничках, вагонах поезда и т. д. ;
- тексты помещены в специальные кармашки из оргстекла, файлов соответственно формам предметов: в клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция;
- уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия материала, создаются за счет использования спокойных тонов, салфеток, живых цветов, икебаны;
- местом для наглядной информации может служить как приемная, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинетов специалистов, стены у входа в детский сад и даже участки веранды.
Помимо традиционных тематических ширм и папок–передвижек, приветствуются современные формы наглядной информации:
• информационные листы
• буклеты
• журнал и газета для родителей
• «Семейная газета». О воспитании в семье пишут сами родители.
• почтовый ящик
• аудиозаписи
• выставки
Содержание родительского уголка
Обязательные рубрики
• Визитная карточка группы - информация о сотрудниках детского сада, которые работают с детьми этой группы (ФИО, фотографии, образование, интересы). Это облегчает общение родителей с педагогами.
• Режим дня в детском саду и дома
• Планирование НОД - расписание на неделю, тема недели.
• Характеристика возрастных особенностей детей.
• Правила внутреннего распорядка ДОУ
• Меню
Дополнительные рубрики
• Доска объявлений
• Советы специалистов. В доступной форме и красочно оформленные консультации специалистов, работающих в ДОУ. В нашем коллективе это педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог. Информацию по ОЗОЖ представляет инструктор по физкультуре. Рекомендации по подготовке к праздникам (разучивание стихов, музыкального репертуара, подготовка костюмов) – музыкальный руководитель.
• Уголок здоровья - антропометрические данные (норма и результат обследования, материалы по профилактике заболеваний и оздоровлению детей.
• Настенная и настольная тематическая информация - правила для родителей, советы, рекомендации в рамках тематической недели, консультации для родителей.
• Ознакомление с природой - задания для наблюдений, художественное слово в соответствии с возрастом, памятки о том, как лучше одевать детей на улице и в помещении в зависимости от сезона
• Уголок творчества детей. Тема и программное содержание занятия помещаются в специально отведенном кармашке, на планшете.
• Выставки поделок детей с родителями для привлечения родителей к совместной с детьми творческой деятельности (тематические, к праздникам).
• «Вести с занятий» («Чем мы сегодня занимались») - материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, тем, целей занятий. Обновляются ежедневно. Материал для закрепления дома: загадка, скороговорка и т. п.
• Уголок поэзии и музыки («Для чтения дома») - стихи и песни, которые учат дети в детском саду, оформляются в небольших альбомах.
• Уголок краткой информации - короткие высказывания великих людей, народные пословицы по вопросам воспитания, яркие строки стихов. (Английская пословица «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»).
• Фотоуголок «Доброе утро, малыш». Пришедшие утром дети показывают свои фотографии, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы заявляя о себе: «здравствуйте, я пришёл».
• Фотоуголок настроения. В виде солнышка, цветочной полянки с фотографиями детей.
• Тематические фоторепортажи (с развлечения, экскурсии, летний отдых и т. д.)
• Рубрика «ОКНО» - очень короткие новости («Знаете ли вы…») о новых исследованиях в педагогике, психологии. В виде раскрытой книги, телеграммы.
• «Наши родители советуют» - в этом разделе родители могут поделиться опытом (например, профилактика простуды, информацией (в музее проходит выставка, кулинарным рецептом и т. д.
• «Благодарим» за участие родителей в жизни ДОУ, помощь детскому саду, группе (ремонт игрушек, приобретение книг, участие в субботниках, акциях).
• «Поздравляем» - детей с днем рождения, родителей с праздниками, событиями.
• Уголок забытых вещей (надписи должны быть безобидными).
• Зеркало в виде нарядных персонажей, которые обращаются к каждому с добрыми пожеланиями: «Улыбайтесь», «Будьте вежливыми», «Вы очень красивые».
Содержание родительского уголка в старших группах
Обязательные рубрики:
режим дня, расписание НОД, расписание кружковой работы, тема и программное содержание НОД, меню.
Они могут размещаться на стенде или отдельно на планшетах.
Для других рубрик можно завести одну папку с разделами или распределить материал по отдельным папкам:
1. Папка «Нормативно – правовые документы ДОУ».
2. Папка «Возрастные особенности детей».
3. Папка «О воспитании детей».
4. Папка «Консультации специалистов».
5. Папка «Медицинские рекомендации».
Информационные рубрики могут быть дополнены и расширены самими педагогами. Весь материал, помещённый для родителей, должен соответствовать запланированному в календарном плане в разделе «Работа с родителями».
Использованная литература:
1. Детский сад и семья/Т. А. Маркова. - Москва: Просвещение, 1986.
2. Заведующий дошкольным учреждением/А. К. Бондаренко. - Москва: Просвещение, 1984.
3. Журнал «Управление дошкольным учреждением», приложение «Работа с родителями в ДОУ».
4. Оформление помещений дошкольных учреждений/Г. Н. Пантелеев. - Москва: Просвещение, 1982.
5. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. - Москва: Просвещение, 1977.
Интернет-ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-oformlieniiu-ugholka-dlia-roditieliei
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/10/08/trebovaniya-k-oformleniyu-roditelskih-ugolkov-v-dou
http://ds-oduv-brl.edu22.info/index.php/8-pages/49-sovremennye-trebovaniya-k-oformleniyu-i-soderzhaniyu-roditelskikh-ugolkov
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8471-oformlenie-roditelskogo-ugolka-v-detskom-sadu.html