Нигай Тамара
Долгосрочный познавательно-творческий проект «Удивительный снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный познавательно - творческий проект по образовательной области познавательное развитие.
Тема: Удивительный
Выполнили:
Воспитатели группы «Колосок»
Нигай Т. А. ,
Красильникова Т. В
«Удивительный снег»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Паспорт проекта :
Вид проекта : Творческий, познавательный, исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный
Публикация «Долгосрочный познавательно-творческий проект „Удивительный снег“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сроки реализации: с 01.02.2024 по 01.04.2024
Участники проекта : Дети разновозрастное группы «Колосок» дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Форма проведения: групповая
Предмет исследования: снег и его физические свойства.
Пояснительная записка
Все дети любят зиму, им нравятся зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепка снеговиков, игры со снежками и другое, но никто не задумывался, откуда и почему идет снег, какими свойствами он обладает. А снег – это не только зимние забавы, это – предмет исследования, который таит в себе столько интересного, любопытного и привлекательного. И самое главное – далеко ходить не надо, вот он – предмет исследования, под ногами! Удивительное – рядом!
Для того чтобы понять и узнать свойства снега, дети должны наглядно это увидеть. Чтобы предоставить детям такую возможность необходимо с детьми провести опыты, наблюдения, прочитать необходимую литературу, просмотреть познавательные фильмы, дать им возможность творчески подойти к познанию снега.
Актуальность: Дети рождаются любознательными, они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.
Цель проекта «Удивительный снег» : развитие познавательной активности детей в процессе творческой и исследовательской деятельности, как в детском саду, так и в семье. А именно развитие познавательной активности при исследовании снега, изучению его свойств.
Наша проектная работа посвящена изучению снега. Мы решили узнать больше о видах снега и его свойствах. К внедрению этого проекта нас натолкнули наблюдения за детьми на прогулке, вопросы детей, проведенное анкетирование среди родителей.
Проблема проекта : У детей недостаточно знаний о снеге. Дети часто задают вопросы: почему говорят, что снег грязный, если он белый? Как снег может защитить от холода, если он холодный? Почему снежинки все разные? Как они образуются? Почему одни снежинки с красивыми узорами, а другие похожи на крупу? Почему снег под ногами скрипит? Почему снег в тепле тает, а на морозе превращается в лед? Чтобы ответить на эти вопросы было решено разработать проект «Удивительный снег»
В процессе выполнения проекта решались следующие
задачи :
• расширять представления детей о видах и свойствах снега;
• продолжать формировать знания о сезонных изменениях в природе, закреплять характерные приметы зимы;
• формировать умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности;
• обогащать словарный запас детей;
• развивать память, внимание, воображение;
• развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов;
• воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Методы и приемы, используемые для решения поставленных задач:
• наблюдения;
• беседы;
• проведение опытов и экспериментов;
• чтение художественной литературы познавательного характера;
• просмотр обучающего познавательного фильма и мультфильма
• чтение информации из интернета;
• анкетирование среди родителей;
• лепка, рисование, аппликация;
• составление описательных рассказов по картинам;
• заучивание стихов о зиме и снеге, разгадывание загадок
В ходе реализации проекта дети принимали активное участие в проведении опытов и исследований; пополнили свои знания о видах и свойствах снега; знают о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном; называют свойства и виды снега; могут поставить конкретную задачу, найти ее решение и сделать соответствующий вывод.
К проведению этого проекта меня натолкнули споры и рассуждения между детьми о том, что снег есть нельзя, так как он грязный. Многие дети на прогулке, тайком пробуют снег на вкус, и конечно недоумевают «Как же он может быть грязным, если он белый!».
Среди родителей было проведено анкетирование (приложение №1, с целью выявить отношение старшего поколения к поисково-исследовательской деятельности детей, которое показало, что большинство родителей поддерживают исследовательскую активность своих детей, стараются принимать активное участие в проведении опытов. Опираясь на это, мы - педагоги и родители, объединившись, должны поддержать детей, чтобы не «растерять» активность и любознательность младшего поколения.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний о свойствах снега;
• Формирование представлений о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном;
• Расширение словарного запаса;
• Развитие у детей интереса к творческой и исследовательской деятельности, познавательной активности;
• Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований;
• Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Всем известно, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Детская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит, сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие ребенка, являются источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Творческая и экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Расширяется словарь ребенка: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Проведя анкетирование среди родителей, понаблюдав за детьми на прогулке, мы сделали вывод, что нам необходимо провести этот проект.
Работа с родителями:
• Консультация «Веселые прогулки зимой. Интересные игры со снегом» (приложение №3.);
• Консультация «Зимние забавы» (приложение №3);
• Консультация «Экспериментируйте дома!» (приложение №3);
• Анкета для родителей (приложение №1);
• Домашнее задание: подобрать стихи и загадки о снеге, о зиме;
• Индивидуальный семейный проект.
План реализации проекта :
I этап – подготовительный:
• Обсуждение цели, задач с родителями и детьми, определены методы работы, выбраны материалы и оборудование для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной:
• Поиск ответов на поставленные задачи, реализация проекта путем решения поставленных задач.
Интеграция областей:
О. О. «Речевое развитие»
Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей; составление описательных рассказов по картинам; заучивание стихотворений о зиме, снеге.
О. О. Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки», «Подбери признак», «Угадай по описанию».
Беседы на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным», «Осторожно – опасные сосульки!»
О. О. Познавательное развитие
Наблюдение за состоянием погоды; наблюдение за снегом (белый, пушистый, искристый, легкий, сыпучий, мягкий, липкий, серебристый, мягкий, наблюдение за явлениями природы (иней, снегопад, гололед, метель, морозный узор на стекле); опыты со снегом, льдом; просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?», «Откуда берется снег», «Почему снег белый?».
О. О. Художественно-эстетическое развитие
слушание А. Вивальди «Времена года» (зима, рисование «Все вокруг снегом одето…», аппликация «Создаем снежинки сами», пластилинография «Снежинки».
О. О. Физическое развитие.
Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель»; игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят»; игры в снежки, катание на санках.
Чтение художественной литературы
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко»; использование пословиц, поговорок о снеге, объяснение их смысла.
поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Зимнее утро»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Н. Некрасов «Снежок», С. Есенин «Береза»; И. Демьянов «Первый снег».
проза: В. Бианки «Книга зимы», «Лес зимой»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович»; Н. Надеждина «О чем может рассказать снежный сугроб»
Труд
Сбор снега на постройку ледяной горки, к стволам деревьев, очистка дорожек, скамеек от снега.
III этап – заключительный:
• Оформление лепбука «Удивительный снег»
• Выставка рисунков на тему «Все вокруг снегом одето…».
Рефлексия (вывод) :
Делая вывод, можно сказать, что задачи поставленные в ходе работы над проектом, выполнены. Дети с большим удовольствием принимали участие в творческой и исследовательской деятельности. Сейчас они знают намного больше интересных фактов о свойствах снега, знают виды снега, пополнили свой словарный запас. Дети имеют представления о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном. Они могут поставить конкретную задачу, найти ее решение и сделать соответствующий вывод.
Приложения:
Приложение№1
Анкета для родителей
«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»
Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?
• да;
• нет;
• не знаю
2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как часто?
• часто
• редко
• всегда
• никогда
3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
• экспериментирует самостоятельно
• просит помощи родителей
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ___
5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое? ___
• считаю нужным
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
• да
• нет
• иногда
7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности? ___
Спасибо за сотрудничество
Приложение№2
Стихи про снег.
Николай Некрасов «Снежок».
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Валентин Берестов «Снегопад».
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
Виктор Лукин «Снег».
Ни ветерка, ни солнечных лучей,
И мухи снежные роятся и кружатся.
На сучья дуба, на ветви тополей,
На колкие кусты ложатся.
Наполнен воздух шепотом зимы.
Белы карнизы, крыши и пороги.
Кристально-чистые волнистые холмы
Вздымают свои спины у дороги.
Бледнее тени сумрачный закат.
Случайный проблеск с запада приходит.
И в огненный одетая наряд,
Малиновка тоскливо песнь выводит.
Загадки про снег.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.
(Снег)
Без крыльев, а летит,
Без корней, а растёт.
(Снег)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит
(Снег)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.
(Снег)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Пословицы и поговорки.
Задержишь снег на полях зимой, будешь с хлебом весной.
Зима без снега - лето без хлеба. Много снегу - много хлеба.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Народные приметы, связанные со снегом.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – урожайное.
В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
Снег прилипает к деревьям – тепло будет.
Рассказы о снежинках и снеге.
Где рождается снег?
Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем как дождь.
Где-то, помнится мне, я читала об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге. Этот случай произошел еще во времена Петра I на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В зал ворвалась свежая струя морозного воздуха, и. неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями! В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег! Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды.
Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была
разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки — красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-хрусталики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, завивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Когда была разгадана тайна рождения снежинки, стала понятна удивительная петербургская история со снегом.
В зале, где скопилось много водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струёй воздуха, который ворвался с улицы через разбитое окно.
М. Гумилевская.
Список литературы.
1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М. : ООО «Издательство АСТ»,2001.-557 с. : В. А. Маркин.
2. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля», «Издательство Росмэн-Пресс», 2001.- 657 с. : А. Ю Бирюкова.
3. С. А. Веретенникова, А. А. Клыков «Четыре времени года», М., Просвещение,1996 г.
4. А. Брагин, Серия «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», АСТ, 2001 г.
5. Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=nQ5_Ecw5Opk «Почему все снежинки разные»;
https://www.youtube.com/watch?v=kJ3PeiJ25bM «Откуда берется снег»;
https://www.youtube.com/watch?v=hpth_AKrvfs «Почему снег белый?»
6. Вольская В., Турбин Р. Беседы по картинкам. Здоровье ребенка. Беседы и игры с детьми 3—7 лет.
7. Комарова Т. С, Изобразительная деятельность в детском саду, Подготовительная группа (6-7лет) М. :ТЦ Сфера 2015
8. Одинцова Л. И, Экспериментальная деятельность в ДОУ,М. :ТЦ Сфера 2014
Приложение №3
№1 Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»
Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка - ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн и т. д.).
Кухня - это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование - это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования - вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное - безопасность вас и вашего ребёнка!
Вот несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Мыльные пузыри
Цель: сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте воды и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку.
Итоги: у вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Что плавает, а что тонет?
Цель: выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов.
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать за тем, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: предметы из дерева не тонут.
Куда исчезли сахар и соль?
Цель: выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получиться зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: при смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда исчезла вода?
Цель: выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы: емкость с водой, кусочки ткани.
Процесс: налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала ткань.
Вывод: ткань впитывает воду и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет - становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику руки. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детские «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность - основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость - разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
Приложение№4
Опыт № 1. Изучение чистоты снега, скорости таяния в разных условиях.
Цель: проверить насколько чист выпавший снег.
Мы заинтересовались насколько чист вновь выпавший снег, и можно ли, не опасаясь отравления, лизать сосульки. Это было интересно, так как мы были не прочь этот снег есть. Естественно, несмотря на категорические запреты взрослых. А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не чуть не хуже мороженного.
Набрав свежего снега в два прозрачных пластиковых контейнера, мы решили посмотреть в каких условиях быстрее растает снег (в прохладном темном месте или на подоконнике на солнце) и стали его исследовать. Во-первых: снег растаял быстрее на подоконнике (приложение№5, во- вторых, что бросилось в глаза, - вода, получавшаяся из снега, в обоих контейнерах выглядела далеко не чистой, процедив через марлю все в этом убедились.
Ребята часто сосут сосульки и едят снег — это приятно, но вредно, так как находящийся в атмосфере воздух содержит вредные вещества. Смешиваясь с паром (водой) в воздухе, они растворяются в капельках воды и при её замерзании остаются в снежинках и переходят с водой в сосульку. Кроме того, дети, разгоряченные игрой, могут переохладить водой сосульки или снега горло и простудиться.
Опыт № 2. О чем может рассказать снежный сугроб?
Мы взяли лопату и разрезал сугроб пополам. И увидел, что он весь полосатый: слой серый, потом белый, белый да серый, а кое – где веточки лежат, сухие листья. Серый слой говорит о том, что старый снег успел загрязнится, а новый долго не выпадал. Ветки с сухими листьями – говорят о сильном ветре. А ледяная корочка поперек сугроба говорит об оттепели.