Ольга Жога
«Музыка природы». Интегрированное музыкальное занятие в рамках творческого проекта «Гармония музыки и природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие №1 в рамках творческого проекта
«Гармония музыки и природы»
Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к классическому наследию, чувство прекрасного, умение видеть красоту природы и оберегать ее, слышать красоту музыки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты
- Проекты творческие
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Формировать представления детей о взаимодействии музыки и окружающей природы, активизировать слуховое внимание, побуждая прислушиваться к звукам окружающего мира. Познакомить с творчеством, композиторов – классиков и темами природы в их творчестве. Учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии. Побуждать передавать свои впечатления об осеннем времени года в рисунке, развивать фантазию.
Оборудование: музыкальный центр с записями музыки, презентация по содержанию занятия, ноутбук, экран, видеопроектор, пособие по восприятию музыки «Смайлики», различные раскраски на осеннюю тематику по количеству детей, карандаши.
Ход:
Звучит спокойная музыка со звуками леса, дети входят в музыкальный зал.
М. р. Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь на стульчики, только не шумите, сегодня к нам в зал пришла необычная музыка, не спугните эти звуки.
Тихо – тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
В разноцветном, расписном.
- Закройте глазки и прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети прислушиваются, затем отвечают.
М. р. Древние люди жили в близости с природой. Они слышали шум леса и воды, пение птиц и шелест трав и пытались повторить эти звуки, используя то, что было под руками: рога животного, натянутый на щепку волос, панцирь черепахи, разные камешки, кусочки дерева. Так появились первые музыкальные инструменты : дудочки, шумелки – шуршалки, барабанчики.
Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
А бор сосновый - золотой орган,
И музыка его почти что зрима :
Она взлетает вверх движеньем кроны.
И убежавший в поле перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь
Широкую мелодию Руси
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…
- Прошли тысячи лет, изменились музыкальные инструменты, люди научились сочинять сложную музыку и записывать ее с помощью нотной азбуки. Но так же как тысячи лет назад древние люди, композиторы прислушиваются к звукам окружающего мира и передают их в своих произведениях. Послушайте, как гармонично звучат капли дождя и музыкальные звуки.
Звучит инструментальная пьеса «Дождь»
Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.
В творчестве каждого композитора есть музыка, так или иначе связанная с природой. Австрийский композитор Антонио Вивальди сочинил цикл симфонических произведений «Времена года». Сколько времен года вы знаете?
Дети: Четыре: зима, весна, лето и осень.
М. р. Вот и у Антонио Вивальди в цикле четыре произведения, каждое из которых соответствует одному из времен года. У нас сейчас осень и мы послушаем фрагмент 3 части цикла - «Осень». Какие картины природы вам представляются?
Звучит музыка. После прослушивания, дети делятся впечатлениями.
- М. р. Подумайте, а в каких природных явлениях мы можем услышать музыку?
Дети: В шуме воды и ветра, вьюги, деревьев в осеннем лесу, шуршании травы, грохоте грома, журчании ручейка весной и звоне капели и в других явлениях.
М. р. предлагает немного отдохнуть и предать голосом разные звуки природы :
Журчание ручейка – негромко булькают язычками
Шелест листочков – ш-ш-ш - шипят
Песню журавлей – ай- ай- ай – печально коротко пропевают
Шум ветра – у-у-у - гудят
Щебетание птиц – цвинь- цвинь-цвинь – проговаривают и т. д.
М. р. А сейчас представьте, пожалуйста, что вы маленькие птички.
Проводится упражнение на релаксацию всего организма
«Птички».
Вы летаете по осеннему лесу и любуетесь его красотой. Вот вы присели на макушку высокой липы и почувствовали дуновение теплого ветерка. С его порывом вы понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземляйтесь свой стульчик, который будут самым уютным гнездышком на лесной полянке.
М. р. - Музыкальное творчество П. И. Чайковского очень тесно связано с темой нашей русской природы. В цикле фортепианных пьес «Детский альбом» есть пьесы о природе – «Зимнее утро» и «Песнь жаворонка». Есть у Петра Ильича фортепианный цикл, названный, как и у Антонио Вивальди, «Времена года». Но в нем 12 пьес, ровно столько, сколько месяцев в году. Каждая пьеса имеет два названия. Первое – это месяц года, второе говорит нам о музыкальном образе пьесы. Мы уже знаем, что музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том, что она может передавать настроения и чувства людей. И сегодня мы попытаемся понять, о чем хотел нам рассказать Петр Ильич в произведениях цикла. Послушаем десятую пьесу цикла «Октябрь. Осенняя песнь». Возьмите в руки карточки – смайлики и поднимите тот смайлик, настроение которого соответствует настроению музыки.
Звучит фрагмент пьесы в фортепианном изложении. Дети прислушиваясь, поднимают карточки – смайлики. У некоторых спокойные, у некоторых – грустные.
М. р. – Вы правильно подняли карточку с задумчивым спокойным смайликом. Правы и те, кто поднял грустный смайлик. Музыка пьесы очень спокойная, задумчивая, но она вызывает грустные, печальные мысли. Осенняя природа очень часто навевает именно такое настроение. Почему, как вы думаете?
Дети: Природа засыпает, опадают листья, улетают плицы, мало солнца и т. д.
М. р. Вы правы, и композиторы и поэты и художники - люди искусства именно так воспринимали и переживали осень: задумчивость, легкая грусть или же глубока печаль в звуках, словах и красках.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
А. Пушкин
- А сейчас я предлагаю вам пройти к столикам, где для вас приготовлены раскраски на осеннюю тему. Располагайтесь поудобнее, перед вами карандаши осенних цветов, выбирайте себе любую понравившуюся раскраску, слушайте музыку и раскрашивайте.
Звучат произведения А. Вивальди, П. Чайковского и других композиторов. Дети раскрашивают иллюстрации. После завершения, м. р. предлагает детям поставить рисунки на выставочный стенд.
- Что интересного, нового вы сегодня узнали? Связаны ли природа и музыка между собой? Назовите природные явления, которые можно озвучить? Музыку каких композиторов вы сегодня услышали. Запомнили ли вы названия пьес и циклов?
Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, поставьте возле своего рисунка веселый смайлик, если нет – грустный. Спасибо, до свидания!