Наталья Лукач
Конспект урока «Удивительный мир музыкальных образов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Удивительный мир музыкальных образов
Ход урока:
Музыка – сама жизнь, она подвластна законам жизни, воздействует на нас, на людей. Вы научились слушать, научились понимать классическую музыку. Мы сегодня будем беседовать о музыкальном образе.
–Что такое музыкальный образ и кто создал музыкальный образ?
Ответы ребят
Публикация «Конспект урока „Удивительный мир музыкальных образов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ответ: - Частица жизни. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка композитор создает музыкальный образ в которых воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. На протяжении всех этих занятий, начиная с 1 класса, знакомясь с музыкой, исполняя и размышляя о ней, мы знакомились с музыкальным образом.
– Какие бывают музыкальные образы? (от самых простых, до самых сложных)
–Какие музыкальные образы вы знаете?
–Художественные, исторические, литературные.
Художественный образ - обогащает явление жизни через личное переживание, выражает мысли и чувства, характерные для многих современников. В нашем сознание создается законченный образ – переживаний, состояние характера, образ душевного образа человека.
Исторический образ - это конкретные человеческие судьбы и характера той или иной исторической эпохи.
-Что же общего между этими образами.
- Они выражают внутренний мир, частицу жизни.
Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, лирико-эпические, драматические.
Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе и т. д.
Эпические образы – это грустные воспоминания, разочарование и т. д.
Драматические образы – это образ, где присутствует драма, трагедия и т. д.
Подводя итог вашим словам можно сказать, что музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.
Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация – главное свойство музыки.
Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.
Давайте вспомним, что такое интонация?
Дети: Интонация это то, как мы говорим — тихо или громко, грубо или ласково
А в музыке, что такое интонация?
Дети: В музыке это аккомпанемент, мажор или минор, громкость звука, темп, ритм, мелодия.
Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Можно не понимать другого языка, но по интонации мы можем понять смысл сказанного. Вслушиваясь в музыкальную интонацию мы тоже можем почувствовать ее выразительность.
Ученики говорят один и тот же стих с разными интонациями.
В первом полугодии 6 класса вы будете учиться понимать музыкальные образы вокальной и инструментальной музыки. Давайте вспомним определения, что такое вокальная, а что такое инструментальная музыка.
Работа в 2-х группах:
1 – что относится к инструментальной музыке. Какие жанры? Ее особенности.
2 – что относится к вокальной музыке. Какие жанры? Ее особенности.
Ответы детей
Что такое Инструментальная музыка?
Что такое вокальная музыка?
Дети отвечают.
Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.
Давайте вспомним, какие жанры вокальной музыки вы знаете?
Дети: Вокализ, песня, романс, серенада.
Правильно, а давайте попробуем вспомнить, что такое вокализ и чем он отличается от песни, что такое серенада и романс?
Дети: Вокализ исполняется голосом без слов, а песня — это стихи и музыка.
Серенада это песня о любви к девушке, она исполняется под окном возлюбленной, а романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.
Да, песни бывают одноголосные, хоровые, с сопровождением или без него.
Делятся на 3 команды.
Посмотрите на список предметов на доске, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, цветок роза, перо с чернильницей, и др.)
Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.
Учитель (показывает на веер) Что вы знаете об этом предмете? Отвечает 1 команда, дополняют их ответ остальные.
Дети делятся знаниями о веере.
По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.
Учитель (показывает на свечу) А свеча – это символ чего? Отвечает 2 команда.
Дети отвечают.
Свеча – трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает её трепетное пламя. Свеча – источник вдохновения учёного, писателя и поэта.
-Что скажет команда 3 о своём предмете? (шкатулка)
Дети отвечают.
Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки. Шкатулка для украшений с музыкой — это изысканный и оригинальный подарок девушке со вкусом.
Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки каким-либо музыкальным инструментом?
Пишет на доске – гитара.
Что можете рассказать об этом инструменте?
Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара. Он может занять место на выставке.
Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».
А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?
Дети. Романс.
Давайте вспомним, что слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов.
Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.
Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.
В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
Что представляет собой этот вид вокальной музыки?
Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.
В России романс стал популярен в 19 веке. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композитор, о котором мы сегодня поговорим, это Михаил Иванович Глинка. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок” и “Попутная песня”.
КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ
ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,
Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ –
ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.
ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ
ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,
И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,
И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.
ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ
НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА,
Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ
И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…
Это стихотворение Н. Оленина, посвященное романсу.
Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке. Почему? И что значит камерная музыка?
Ответы детей.
Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).
В книге Б. В. Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс - это усложненный вид "комнатой", "домашней", салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией». Таким образом, романс, как откровение героя, о котором не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.
Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
Листочек с текстом стиха лежит на столах у каждой команды.
Работа в командах.
Разделите, пожалуйста, в командах этот текст на части. Сколько частей у вас получилось?
Ответы детей.
Да, три части.
Дети зачитывают стих А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Это стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой Пушкин. Впервые познакомившись с ней, поэт был очарован красотой Анны Керн. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угасшее чувство. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти и любви. После второй встречи, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, Пушкин и создал свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Михаил Иванович Глинка также оказался очарован красотой Керн, только не Анны, а её дочери, Екатерины.
Так, великое стихотворение А. С. Пушкина, благодаря русскому композитору Глинке, стало музыкальным гимном женской красоте.
Вы познакомились с двумя романсами. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)
-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)
- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором? (любви)
Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)
- Образ какой любви воплощён в романсе «Я помню чудное мгновенье» Почему?
- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.
- Какими чувствами наполнен романс?
Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.
“Я помню чудное мгновенье” — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией. Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (“В глуши, во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение — подвижным и трепетным. Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.
Подведение итогов урока.
Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.
Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье:
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас,
Друзей и родственников дальних,
Уже ушедших и печальных:
Напомнил мне о вас — романс
К глазам я подношу платок,
Который мне не помогает,
И только воздуха глоток
Мне умереть не позволяет.
О том, что я отстал от вас
И в этой жизни затерялся,-
Напомнил старый мне романс,
Романс, который оборвался.
В. Семернин
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему; «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М. Глинки «Жаворонок»).