Светлана Кожина
Конспект занятия «Рождество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной интегрированной деятельности
Педагога с детьми по ознакомлению детей с целостной картинкой мира и художественного творчества.
Тема: «Рождество».
Составитель: Кожина С. М.
Должность: воспитатель.
Группа: подготовительная.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным праздником «Рождество», «Крещение», с традициями «колядки», «гадание», с игрой «Как у деда Трифона…».
2. Прививать интерес к русским народным традициям, играм.
Публикация «Конспект занятия „Рождество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
3. Обогащать словарный запас детей: колядки, колядовщики, ряженные.
4. Формировать желание быть благопристойными членами общества, терпимыми к вероисповеданию других людей.
Предварительная работа:
Разучивание стихов-колядок.
Чтение рассказа о рождении Христа, адаптированного для детей.
Организация:
1. Знакомство с праздником «Рождество», «Крещение».
2. Знакомство с русской народной игрой «Как у деда Трифона…».
3. Знакомство с традициями Рождественской недели - колядками, гаданием. Игра «Гадание на орехах».
4. Подведение итогов.
Материалы, инструменты, оборудование:
Иллюстрации по теме.
Корзинка с орехами (один орех золоченный).
Карточки для читающих детей с названиями праздников.
Ход совместной деятельности:
-Осталось всего несколько дней и наступит Новый год! А мы с вами будем неделю отдыхать, гулять, ходить в гости, посещать музеи, театры и кинотеатры. Возможно, вы услышите такие слова: «Рождество», «Святки», «Крещение». Кто знает, что они обозначают?
-Молодцы ребята! Я очень рада, что некоторые из вас знакомы с русскими народными традициями и повериями. А для других, я расскажу по порядку историю возникновения этих праздников и о поверие связанном с ними.
-Сейчас у нас …год от Рождества Христова, а это значит, что …лет тому назад по поверию родился Иисус Христос.
-Кто такой Иисус Христос?
-Действительно, это сын Бога. Бог, вы, наверное, знаете, по поверию живет на небе и помогает всем людям, которые просят его о помощи. В то же время, он наказывает недостойных людей.
-Однажды у бедной девушки Марии родился ребенок от Бога. Бог очень обрадовался рождению сына и на радостях велел всем людям веселиться всю неделю его до крещения.
-Кто знает, что такое крещение?
-Ребенок Марии был необычным: он никогда не делал людям зла, а наоборот, помогал им в трудную минуту, исцелял от болезней. Таким образом, Иисус заслужил любовь и уважение людей.
-С тех пор, из года в год люди празднуют 7 января «Рождество»- его рождение и 19 января «Крещение»- его крещение. А период между «Рождеством» и «Крещением» называют «Святками».
Воспитатель вывешивает карточки с названиями праздников и иллюстрациями к ним.
-В святочные дни люди не работали, а пели хвалебные песни в церкви Богу и его сыну Иисусу, ходили в гости друг к другу, плясали, играли в разные веселые игры.
-Какие русские народные игры вы знаете?
-Хотите я вас еще с одной игрой познакомлю? Тогда вставайте в кружок.
Дети играют в игру «Как у деда Трифона…»
-В святочную неделю принято было после церкви ходить по домам с веселыми песнями, плясками и просить за это угощение. Такие забавы назывались колядками, а люди - колядовщиками. Колядовщики иногда надевали маски, забавные костюмы - рядились. Их называли ряженными.
-Посмотрите, как это было.
Выходят 3 ребят и играют мини сценку, а воспитатель комментирует их действия:
-Утром люди ходили в церковь. Зачем они это делали?
1 ребенок:
-Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христово.
Много лет из года в год
Праздник этот радость льет.
Славьте Бога стар, и мал,
Он Спасителя нам дал!
-Затем они рядились, ходили по домам и просили угощение. Как этот процесс называется?
2 ребенок:
-Коляда, коляда!
Ты нам дай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком.
-А если хозяева были жадными, колядовщики могли и пригрозить.
3 ребенок:
-Кто не даст пирога,
Мы корову за рога (показывает «рога»).
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки (грозит кулаком!
-Все, что они наколядовали, выкладывалось на общий стол и устраивалось веселое чаепитие.
-После чаепития поздно вечером принято было гадать на свечах, на продуктах, на предметах быта. Взрослым хотелось узнать о будущем урожае, об исполнении желаний; молодые гадали на жениха и невесту.
-Хотите и мы с вами погадаем на исполнение желания?
-У меня под платком грецкие орехи, один из них золоченный! Загадайте желание и доставайте орехи, кому достанется золоченый орех, желание сбудется.
-Ребята! Пока мы с вами гадали, у меня на доске карточки перепутались. Помогите мне их разложить по порядку.
Дети раскладывают карточки по порядку, объясняя свои действия и уточняя значение слов: колядки, колядовщики, ряженные.
-Молодцы ребята! Вы сегодня старались и были очень внимательными, узнали много нового о традициях русского народа, связанных с праздниками «Рождество» и «Крещение». Хотите познакомить своих родителей с этими традициями?
-Тогда мы подготовим костюмы, разучим колядки, сделаем Рождественскую звезду и поколядуем перед вашими родителями.