Жанар Акановна Адылханова
Эссе «Учитель — мое призвание и счастье…»
▼ Скачать + Заказать документы
КГУ «Средняя общеобразовательная
школа №4 города Курчатов»,
Восточно-Казахстанская область
учитель русского языка и литературы
Адылханова Жанар Акановна
Учитель – мое призвание и счастье…
Чтобы увлечь детей, надо самой
быть увлеченным человеком.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту образовательного процесса, как личности, которая сама стремится к самообразованию, самоопределению, самореализации. Чтобы организовать такой учебный процесс, где реализуются субъектно- субъектные отношения, современный учитель должен использовать накопленный в педагогической практике опыт, выбирая те средства, которые будут способствовать достижению цели.
Публикация «Эссе „Учитель — мое призвание и счастье…“» размещена в разделах
Знания ребенка – сложнейшая наука. Ведь ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Поэтому принципом моей работы заключается в следующем: чтобы увлечь детей, надо самой быть увлеченным человеком.
Учитель литературы не может не быть лириком, не может не говорить о любви, не искать и испытывать ее в жизни.
Размышления о моем педагогическом кредо – это признание в любви тем, кого я встретила в своей профессии, моей специальности и моим ученикам, настоящим, прошлых лет и тем, кого я встречу завтра.
Пройден большой педагогический путь, но у него было начало: учитель – чей-то ученик. Особая благодарность тем, у кого я училась: моим учителям, а в особенности моему первому учителю русского языка и литературы Штраус Светлане Никитичне, доброжелательной и трудолюбивой, Вохмановой Галине Дмитриевне, и тем, у кого я учусь всю жизнь, - моим ученикам. Именно они – вечный стимул учиться и совершенствовать свое мастерство.
Русский язык и литература – предметы трудные, но очень важные, так как грамотность ученика в прямом смысле этого слова позволяет формировать одну из ключевых компетенций – познавательно –информационную. Любой предмет, любая учебная деятельность предполагает способность ставить и решать задачи, осуществлять поиск и переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности.
Мои предметы – как раз те, когда «ум с чувством» в ладу. Помня об этом, строю уроки так, чтобы знания, умения, навыки решали познавательные проблемы, учили учиться. Есть результаты, которые радуют: Успешные итоговые аттестации, победа в областных, республиканских конкурсах сочинений, победа в областном литературно- поэтическом конкурсе «Проба пера», победа в областном конкурсе сочинений «Я – патриот Казахстана», победа на областном этапе республиканской предметной олимпиады.
Воспитывать любовь к родному языку, а значит, и к Отечеству – задача учителя русского языка и литературы. Социально- трудовая компетенция, на мой взгляд, это готовность работать на благо Казахстана, умение найти себя в жизни, а разве это возможно без готовности жить во много культурном обществе.
Одна из важных компетенций в образовании – коммуникативная: формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми.
Начну с себя: всегда ли я умею быть такой, какой я должна быть, чтобы научить и воспитать моих учеников. Признаюсь честно – нет, признаюсь не только себе, но и моим самым строгим и милосердным судьям – детям. Я не боюсь этого признания, потому что это тоже момент «постижения истины» : ребенок должен знать, что взрослый, учитель, может ошибаться, но и он тоже, как и сам ребенок, имеет право на прощение. Учусь у них прощать и жалеть, радоваться и любить. Самое главное в моей жизни, в моей удивительной профессии - это безмерная любовь к детям. Засеяв любовь в детских сердцах, я надеюсь на то, что в их душах будут расти и расцветать прекрасные плоды Добра, Правды, Справедливости…
А еще у художественной литературы мы поучимся этому вместе. Через мои любимые творческие задания: вчитайтесь, вслушайтесь, почувствуйте и дальше, глубже – к старшим классам, к проблемным вопросам, заданиям, к своим открытиям, через метафоры и эпитеты до моих удивлений – от взрослых, уже жизненных суждений!
Вот оно счастливое, гармоничное единство – диалог учителя и учеников, ученика и целой группы, класса – мы постигаем предмет! И не только – мы учимся уважать мнение другого, учимся понимать себя, учимся строить работу сообща – учимся сотрудничеству, самореализации.
Именно так – через себя, через «Самый живой предмет», по словам Адольфа Дистерверга, сказанным об учителе, через мой предмет – литературу, через проблемные и поисковые задания, групповую организацию работы – вижу я личностное самоопределение ученика в нравственном и социальном плане. Вспоминаю, с какой неуверенностью осваивала компьютер. Дети, постигая мир и себя в нем, не имеют этого страха – «не могу», потому что они больше, чем взрослые, готовы учиться, в них сильнее бьет родник творчества.
Почти все годы с огромным удовольствием занимаюсь тем, что ярче помогает ребенку увидеть признание своего таланта, - внеклассной работе по предмету.
И русский язык, и литература позволяют быть материалом сценического воплощения, ролевых игр, предметных вечеров и декад. Младшие классы – участвовать хотят все, старшие – уже зажим, вот она наша «взрослость»! Поэтому максимально всех «оделяю» ролями, за горение детских глаз – готова платить многим. Ребенок – творческая личность. Реализовать творческий потенциал ученика, инициативу, креативность – моя задача, опыт работы в этом направлении – не один десяток лет. И самая большая награда – любовь детей к моему предмету. Летят дни, сплетаясь в месяцы, в годы. В школе они беспокойны и насыщенны, по – другoму не бывает. И каждый день – это новые хлопоты, радости и огорчения.
У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья : какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Я считаю себя счастливым человекoм, счастливым учителем, потому что удачно выбрала свой труд и вложила в него всю свою душу. Хочу отдать детям все, что на сегодняшний день мною накоплено, приготовлено, задумано.
Чтo можно еще добавить? Учитель - это большое доброе сердце, до краев наполненное любовью и надеждой. Учитель - это человек, способный интересоваться всем тем, чтo егo окружает, он способен дарить себя детям без остатка, получая взамен бесценное уважение и безграничную любовь. Каждую минуту мoе сердце бьётся для них. Каждый день, каждый урок, каждую перемену около меня дети, любой из них - это удивительный мир мыслей, это разнообразие взглядов и эмоций, это глубина чувств и переживаний, это соцветие радости и добра.
В чем же счастье учителя? В самой жизни! Открытие, которое сделал мой любимый литературный герой, и мое открытие. В решении важнейших проблем образования – формирование основных компетенций, раскрытии творческого потенциала ребенка, гуманизации личности, собственном педагогическом поиске вижу я свое призвание и счастье.
К. Д. Ушинский говорил: «Если вы найдете дело и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет вас». И я сегодня с гордостью заявляю: я счастлива. И я не представляю себя ни на другом месте, ни на другой работе.