Светлана Кликич
Консультация для воспитателей «Учимся произносить звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
(Консультация для воспитателей)
Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой всё это можно использовать для воспитания правильного звукопроизношения. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Учимся произносить звуки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов, сюжетно-ролевых, словесных, а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.
Развитие речевого дыхания. Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох; при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз и т. д.
Оно может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечнососудистых заболеваний и др.
Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка); ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; в некоторых случаях ускорения темпа речи, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).
Причиной несвоевременного или неправильного усвоения звуков является слабый, укороченный выдох.
И наша задача состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы выдох. Необходимо научить детей свободно, долго и плавно производить выдох через рот.
Для этого можно предложить подуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, на ленточки тонкой бумаги — султанчики, сделать «ветерок» (упражнения даются в игровой форме).
(Педагогам предлагаются игры и пособия на развитие дыхания)
Развитие речедвигательного аппарата
Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков.
Отклонения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, нарушения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого неба, губы и др., а также недостаточная подвижность речевых органов (мышц нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба) нередко являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.
(Предлагаются: артикуляционная гимнастика в считалках Т. А. Куликовской, артикуляционная гимнастика Крупенчук, весёлые истории для артикуляционной гимнастики Рожковой Т. В., гимнастика для развития речи Е. Косиновой и др.)
Интонационная выразительность речиИнтонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.
Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.
Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи).
Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов.
Фразовое ударение — выделение голосом группы слов.
Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Рекомендуемая литература
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.
Алексеева М. М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста. / В кн. : Вопросы дошкольной педагогики. М., 1975.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи».)
Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Л я м и н о й. — М., 1981.
Генинг М. Г, Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи. / В кн. : Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.
Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина и Т. В. Тарунтаевой. — М., 1977.
Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1964. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи».)
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. М., 1983.