Наталья Рассылкина
Консультация «Учимся пересказывать»
▼ Скачать
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно школьное обучение по многим предметам. Программа по большинству из них основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка. Детям с СНР пересказ дается с большим трудом.
Готовиться к пересказу следует с анализа текста. Ребенок должен хорошо удерживать последовательность событий, для этого необходимо составить план. Вариантов плана может быть несколько. Например, 1) записать пункты в виде предложений; 2) использовать отдельные слова из текста; 3) использовать схему (простейший рисунок).
Публикация «Консультация „Учимся пересказывать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Можно составить план в виде пиктограмм, схематично изобразить главную, яркую деталь текста (предмет, последовательность событий. Желательно составлять такой план вместе с ребенком, чтобы каждая деталь была понятна.
Какой бы вариант плана вы не выбрали, он должен активно использоваться ребенком, тогда ребенок научится составлять план самостоятельно.
Особое внимание при работе над пересказом следует уделить незнакомым словам. Ребенок должен понимать их значение, чтобы использовать эти слова в пересказе. Очень эффективным может быть совместный пересказ, когда ребенок пересказывает более простую часть текста, а взрослый то, что плохо запоминается. Постепенно взрослый сокращает объем своего пересказа, итог – самостоятельный пересказ ребенка.
Особенно сложны для пересказа описательные тексты. Широко известно, что увиденное и нарисованное описать легче. Для работы с текстами такого плана можно подключить образное мышление: «Сейчас я буду читать вам текст, а вы при помощи цветных карандашей составите краткий план-зарисовку и попробуете пересказать текст».
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.
Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако в результате такой работы ребенок сможет качественно пересказать текст в школе. Очень полезно заучивание небольших отрывков пейзажных зарисовок разных времен года. Постепенно у ребенка накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь пересказ – передача текста своими словами.
Если у ребенка вызывает затруднения пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий, то ему поможет упражнение «Деформированный текст». Внимательно прочитайте отрывки знакомой вам сказки и выстроите их по порядку, чтобы получилась сказка.
В школе ребенку часто приходится пересказывать тексты, содержащие термины (по природоведению, географии, истории, и т. д.). Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда значение их ему полностью понятно. После прочтения текста нужно обязательно спросить детей: «Вам все слова в тексте понятны? Какие слова для вас новые? Кто знает значение этого слова?» Для облегчения этой задачи можно завести специальный словарь терминов. Можно для словаря выделить в тетради отдельную страницу и записывать туда все новые незнакомые слова. И, если дети забыли уже пройденное слово, каждый раз возвращаться в словарь, перечитывать.
Несомненно, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Ребенок учится пересказу не только на уроках, но и при выполнении домашнего задания. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. В условиях нашей школы это могут быть воспитатели групп продленного дня. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
Приемы работы с текстовым и иллюстративным материалом учебника.
1. Объяснительное и комментированное чтение текста.
2. Пересказ содержания абзаца, рассказа и ответы на вопросы.
3. Беседа по тексту учебника.
4. Подтверждение выводов урока словами из текста учебника.
5. Выписывание собственных имен и хронологических дат.
6. Составление рассказа по иллюстрации.
7. Сопоставление иллюстраций, схем, карт в разное время (на уроках истории, географии).
8. Объяснение сюжета иллюстрации.
9. Подбор доказательств к сформированному выводу.
10. Рисунки детей в тетрадях по данной теме.
11. Сопоставление двух текстов учебника.
12. Самостоятельное изучение темы по материалам учебника.
13. Работа над формулировками, выводами, терминами.
14. Работа со словарем.
Виды работы над текстом на уроке чтения
1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение, после чтения пересказывание.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
7. Чтение цепочкой по предложению.
8. Чтение цепочкой по абзацу.
9. Чтение вполголоса.
10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
23. Беседа с сопровождением выборочного текста.
24. Нахождение в тексте 3 (5, 7.) выводов.
25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать)
29. Чтение по ролям.
30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
33. Нахождение предложения (отрывка, которое мог бы прочитать вот этот человечек:
34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме ___чн___, ___жи___ и т. д.
45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
49. Чтение, пометка непонятных слов.
50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги ( например: мор-ков-ка).
51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
53. Чтение слов, к которым даны сноски.
54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
56. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).