Погребнова Елена Владимировна
Консультация для родителей «Как научить ребёнка пересказывать текст»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Погребнова Е. В., учитель-логопед МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск
Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
Предложите ребёнку сначала отвечать на конкретные вопросы. Например, прочитав рассказ Н. Носова «Живая шляпа», можно задать такие вопросы: Что делали мальчики? Что делал котёнок Васька? Где лежала шляпа? Почему мальчики прыгнули на диван? Почему мальчики побежали на кухню? Как мальчики хотели испугать шляпу? Почему шляпа подпрыгнула?
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка пересказывать текст“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите разложить их правильно и верно рассказать историю. Сначала ребёнок почти дословно (по модели) передаст содержание истории. Хотя это ещё неструктурированная речь, но она способствует использованию устойчивых словосочетаний, встречающихся в тексте.
Часто ребёнок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значения слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов : земля, шашки, колонна, горы, овсянка, язычок; идёт человек (дождь, весна, письмо); свежий ветер (хлеб, новости).
Спрашивайте у ребёнка, как он понимает смысл пословиц, поговорок. Разберите значение идиом (устойчивых фразеологических словосочетаний). Используйте их в собственной речи. Учите ребёнка отгадывать загадки. «Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдалёнными, внешне несходными вещами на основании существенных свойств, учат выделять существенные признаки предметов», - считает С. Бондаренко. Они отличаются четкостью построение фразы, лаконичностью, образностью. Используйте фольклорные и литературные загадки. Предложите ребёнку узнать предмет по описанию. Если малыш попробует сам придумывать загадки, это замечательно.
Чаще включайте в совместный досуг игры со словами (ребусы, кроссворды и т. п.). Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, служат профилактикой ошибок на письме. Развивайте умение задавать информативные вопросы.
Учитывайте уровень развития ребёнка. Старайтесь давать лаконичные объяснения, пока ребёнок не готов к пониманию сути того или иного явления. Избегайте длинных объяснений. При этом для успешности общения необходимо не просто узнавать слова, но и соотносить их с определённым социальным опытом.