Папки-передвижки

Учимся перерассказывать

Эржена Янданова
Учимся перерассказывать
▼ Скачать + Заказать документы

УЧИМСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

Короткие рассказы и методика обучения пересказу

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

Публикация «Учимся перерассказывать» размещена в разделах

До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.  

На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа :

— Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.

— Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.

Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.

Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

___

КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЁТ

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.  

1. Ответить на вопросы

Какое было время года? 

Что пускал по воде Саша? 

Что загудело в воздухе? 

Что Саша спутал с птицей?

2. Подобрать определения к словам

весна (ранняя, поздняя, теплая)

самолет (большой, красивый, серебристый)

лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

3. Объяснить значение сложного слова самолет.  

Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).

4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

___

ЗИМА

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.  

1. Ответить на вопросы

Какое наступило время года? 

Что лежит на земле?

Куда спрятались звери?

Кто рад зиме?

Что делают дети зимой?

2. Объяснить значение словосочетаний:

деревья голые; 

кругом снег лежит; 

звери спрятались в норы.

3. Подобрать эпитеты к словам:

снег (какой) — белый, мягкий, пушистый, легкий; 

коньки (какие) — железные, острые, детские, блестящие;

лыжи (какие) — желтые, деревянные, детские, короткие.

4. Повторить, кто где живет:

медведь — в берлоге, белка — в дупле, лошадь — в конюшне, лиса — в норе, собака — в конуре.

___

СНЕЖНАЯ БАБА

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.

Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.  

1. Ответить на вопросы:

Кого дети слепили из снега? 

Сколько они сделали комков? 

Что прилепили бабе?

Что воткнули ей в руки?

Что сделали потом?

Что надели бабе на голову?

2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).

___

ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» 

1. Ответить на вопросы

Какая была зима?

Что наступает после зимы?

Как греет солнышко весной?

Кто прилетел?

Кого увидели дети?

Что они закричали?

Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)

Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)

2. Пересказать близко к тексту.

___

ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.  

1. Объяснить значение словосочетаний

гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.

2. Ответить на вопросы:

Какие птицы прилетают весной первыми? 

Что сразу начинают делать грачи? 

Где они вьют гнезда? 

Когда они выводят птенцов?

3. Образовать множественное число от следующих существительных:

грач — грачи, 

гнездо — гнезда, 

сук — сучья,

корень — корни,

птенец — птенцы,

дерево — деревья,

ствол — стволы,

пень — пни.

4. Закончить предложения:

На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда)

На ветке сук, а на ветвях. (сучья)

В гнезде птенец, а в гнездах. (птенцы)

На дворе дерево, а в лесу. (деревья).

___

МЕДВЕДЬ

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.  

1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.

2. Составить рассказ-описание медведя.

3. Вспомнить загадки про лесных зверей

___

ЁЖ

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.  

1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.

2. Ответить на вопросы

Кто жил в лесу?

Куда приходил еж ночью? 

Что он делал с яблоками? 

Куда он относил яблоки? 

Что еж заготавливал на зиму?

___

КРОЛИК

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.  

1. Ответить на вопросы

Какой у Миши кролик?

Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост? 

Как он грызет морковку? 

Чем его еще кормят?

2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.

3. Образовать сравнительную степень прилагательного:

Красивый — красивее, 

мягкий — мягче, 

длинный — длиннее, 

добрый — добрее, 

сильный — сильнее, 

толстый — толще, 

тонкий — тоньше, 

быстрый — быстрее, 

злой — злее, 

высокий — выше, 

низкий — ниже.

___

ВЕРБЛЮД

В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит.  

1. Ответить на вопросы:

Где живет верблюд?

Почему он может долго быть без еды и питья?

Где мы можем увидеть диких зверей?

А ты был в зоопарке?

Кого ты видел в зоопарке?

(Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т. д.)

2. Образовать прилагательные от существительных типа

шкура льва — львиная шкура; 

шкура верблюда -верблюжья шкура; 

шкура медведя — медвежья шкура; 

шкура лисы — лисья шкура и т. д.

___

ДРУЖОК

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.  

1. Объяснить значение словосочетаний

стадо овец, отбил овечку.

2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:

Стадо пас. (пастух)

Во дворе залаяла. (собака)

Стадо пасли. (пастухи)

Во дворе залаяли. (собаки)

Утром громко пропел. (петух)

Рано утром пропели. (петухи).

3. Подобрать названия предметов к названиям действия.

Дружок погнался (за кем) — за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т. д.

___

ЛЬВЫ

Живут львы парами - лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.  

1. Ответить на вопросы:

Где живут львы?

Как называются их детеныши? 

На кого похожи львята?

2. Сравнить тигра и льва

чем отличаются и чем похожи?

3. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда)

Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т. д.

___

ОСЕНЬ

Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.  

1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.

2. Рассказать, чем отличается осень от весны.

3. Какие птицы улетают в теплые края? 

Как называются такие птицы?

4. Образовать множественное число от существительных

дерево — деревья, лист — листья, дождь — дожди, ствол — стволы, ветер — ветры.  

Составить с этими словами предложения.

5. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц

лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается; 

птицы — улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т. д.

___

ОСЕНЬ НАСТУПИЛА

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.  

1. Объяснить значение словосочетаний

моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.

2. Дополнить предложения недостающими словами.

Осень. (наступила)

Холодный дождь. (моросит)

По небу. (гуляют) серые тучи.  

Желтые листья. (падают) на землю.

3. Пересказать текст.

4. Ответить на вопросы по теме «Осень»

Какая погода осенью?

___

ЛЕТО

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.  

1. Ответить на вопросы:

С чем сравнивает автор цветы?

Как вы думаете, какие цветы изобразил он?

Видели вы их? Расскажите о них.

___

ВЕСНА

Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно — зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна.  

Ответить на вопросы:

1. Что тает весной?

Что происходит весной с деревьями?

Какая одежда подходит для весны?

2. Объяснить значение словосочетаний:

Прозрачный воздух.

нежно-зеленый цвет.

Звенящий воздух.

Природа пробуждается.

3. Подобрать прилагательное:

Солнце (какое) яркое, греющее.

Воздух (какой) чистый, прозрачный.

Снег (какой) грязный, рыхлый.

4. Пересказать рассказ.

___

УТКА

Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет — вот до чего хороша! И закрякает:

— Кря-кря-кря-кря! 

1. Ответить на вопросы:

Где купается утка?

Что она перебирает клювом?

У утки есть зеркальце?

Как крякает утка?

Утка что делает?

Купается, ныряет, перебирает перышки, чистится, любуется собой, крякает.

2. Пересказать.

___

ЖУРАВЛИ

Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнезда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его.

В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.  

1. Ответить на вопросы:

Где живут журавли?

Где строят гнезда?

Как журавль охраняет гнездо?

Куда улетают журавли?

Как называются птицы, которые улетают на юг?

Каких еще птиц ты знаешь?

Журавль какой?

длинноногий, грациозный,.

2. Пересказать.

___

ПИНГВИНЫ

В Антарктиде, на материке где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а белая грудка кажется шёлковой — такая она гладкая и блестящая. Детенышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец.  

1. Ответить на вопросы:

Где живут пингвины

Они умеют летать? А плавать?

Какого они цвета?

Откуда появляются птенцы

2. Объяснить значение словосочетаний:

Вечная зима.

Высиживает птенцов.

3. Пересказать.

___

КОЗА (автор Е. Чарушин)

Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.

1. Ответить на вопросы:

Куда идет коза?

Кто ее ждет дома?

Что ворует коза?

Какое у козы молоко?

Коза какая?

Задиристая, вороватая, непослушная, озорная.

2. Пересказать.

3. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся.)

___

КОШКА (автор Е. Чарушин)

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.  

1. Ответить на вопросы:

Как зовут кошку?

Кого она поймала?

Чем ее покормили?

Сколько котят у кошки?

Что делает котенок?

Кошка какая?

Сытая, довольная, мурлычащая.

А котенок какой?

Маленький, играющий, фыркающий.

2. Пересказать.

3. Пересказать от лица кошки (Я кошка Маруська, у меня.)

4. Пересказать от лица котенка (У меня есть мама-кошка, зовут ее Маруська. Она.)

___

БАБОЧКА

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.  

1. Ответить на вопросы:

Какое было время года?

От кого пряталась бабочка?

Что помогло ей спастись?

Как можно назвать бабочку? (находчивой)

2. Пересказать рассказ.

3. Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг.)

4. Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка.)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Учимся читать» Когда учишь ребенка читать, самое главное — объяснить, зачем ему это нужно. То есть необходимо создать мотивацию, заинтересовать малыша.

Презентация «Учимся играя» Презентация к семинару. Игра – по своей природе свободная деятельность. Чтобы не вступать в противоречие с природой, давайте будем не руководить.

Семинар-практикум «Учимся экспериментировать» Семинар- практикум «Учимся экспериментировать». Цель: повышение педагогического мастерства родителей по проблеме детского экспериментирования.

Презентация «Учимся говорить правильно» В данной презентации представлен материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи. Недостаток.

Фотоотчет «Учимся, играем, познаем!»Фотоотчет «Учимся, играем, познаем!» Ребенок 3-4 лет встает на новую ступень развития. Этот возрастной период является переходным из раннего детства в средний дошкольный возраст.

Досуг «Учимся наряжаться»Досуг «Учимся наряжаться» В рамках тематической недели "Одежда. Обувь. Головные уборы" в средней группе ребята смотрели презентации : "Одежда", "Как появилась одежда",.

Учимся правильно говорить букву «Р» Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна.

Конспект занятия «Учимся рассуждать»Конспект занятия «Учимся рассуждать» Мы все хотим видеть наших детей образованными людьми,умеющими рассуждать логически и аргументировать свои ответы. Всем этим фактам способствует.

Учимся считать играя Учим ребенка считать с помощью игр: Начинать обучение нужно со счета в пределах пяти или десяти. Для этого понадобятся кубики, карточки.

Учимся вырезать вместе Процесс вырезания – это развитие моторики, ловкости, логического мышления, фантазии и усидчивости. В дальнейшем – аккуратного письма. С.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учимся перерассказывать
Опубликовано: 28 марта 2019 в 16:16
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учимся перерассказывать» (включая файлы) размещена пользователем Эржена Янданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД