Анна Шевчук
Учим с увлечением таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Консультация для учителей начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость заучивания таблиц сложения и вычитания наизусть не вызывает ни у кого сомнения. Однако одними заданиями, обязывающими детей заучивать таблицы, ничего не добьешься. Нужна систематическая, целенаправленная работа на уроках по запоминанию таблиц. Ведь известно, что запоминание таблиц во многом зависит от усвоения приемов сложения и вычитания однозначных чисел. Знание приемов позволяет этот процесс сделать более осознанным, а не механическим. Когда приемы сложения и вычитания усвоены, возникает необходимость обеспечить запоминание наизусть результатов табличного сложения и вычитания.
Публикация «Учим с увлечением таблицы сложения и вычитания однозначных чисел, Консультация для учителей начальных классов» размещена в разделах
- Математика. Сложение и вычитание. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как правило, человек запоминает то, что ему интересно, то, что имеет для него значение. Это особенно важно для младших школьников. Для них живая заинтересованность в материале во многом зависит от того, как этот материал преподнесен, поэтому в процессе работы над запоминанием таблиц следует больше вводить упражнений игрового характера, широко использовать наглядность.
Приведем некоторые упражнения.
1. Игра «Какой пример решен?»
Учитель записывает на доске несколько примеров из таблиц сложения и вычитания и предлагает познакомиться с данными примерами, прочитать их про себя. Затем к доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель, молча, показывает указкой пример. Ученики решают, и кто - то из них говорит ответ. Вызванный ученик должен определить, какой пример решил его товарищ. Он будет считаться лучшим счетчиком, если правильно назовет все примеры. Если ошибется, к доске выходит следующий ученик.
5+3 9-8 7+8 9-7 1+9
2. Игра «В поисках примера».
На доске записаны примеры:
24+6 9-8 16+14 17-5 7+8
Среди записанных примеров следует найти примеры из таблиц сложения и вычитания однозначных чисел, прочитать их и назвать ответы.
3. Игра «Эстафета».
На доске три столбика примеров. Вызываются три ученика, которые по команде учителя записывают ответы. Победит тот, кто первым правильно выполнит свое задание.
9+5 4+7 7+6
8-5 7-5 8-6
6+6 5+5 4+4
9-6 8-7 9-7
4. Работа с таблицей.
1. Назовите числа, от сложения которых в сумме получается 16, 18,12,15,19.
2. Дана разность -15. Найдите уменьшаемое и вычитаемое.
3. Прочитайте ряд чисел, полученных в результате прибавления числа 6.
4. Каждое число увеличьте на 7 и запишите результаты под ним:
5 6 7 8 9 4
5. Запишите по памяти разность чисел в каждом столбике :
4 9 7 8 6 5
1 7 6 3 1 4
Интересны и полезны упражнения с различными целевыми установками, способствующие развитию творческой активности, например:
1. Запишите по памяти таблицу прибавления чисел 4, 5, 6, 7,8 к 8.
2. Запишите по памяти таблицу вычитания чисел 1,2,3,4,5 к 9.
3. Составьте таблицы сложения и вычитания числа 7.
4. Продолжите таблицу по памяти :
9-8=1
…
9-1=8
5. Выпишите только те примеры, ответы которых вы помните:
6+8 9-1 4+9 7+4 7-6 8+5 9-6
6. Если ли среди следующих примеров такие, у которых одинаковые суммы?
8+5 18+1 7+6 8+9 6+7 7+8
Система упражнений, предлагаемая на уроках в целях запоминания таблиц, должна содержать определенное количество однотипных упражнений. Поэтому некоторые упражнения вида: составление таблиц, решение примеров, запись таблиц по памяти, воспроизведение их в определенной системе – повторяются часто, каждый раз пытаясь варьировать в них несущественными признаками (разные числа, форма подачи)
Как было уже сказано выше, упор делается не на механическое, а на осмысленное запоминание, на создание наилучших условий для формирования и развития именно смысловых связей. Большое значение в этом отношении имеет решение и составление пар, троек и четверок вида:
1. Выполните действия и объясните, как связаны эти примеры:
9+7 16-9
7+9 16-7
2. Объясните, как связаны между собой примеры каждого столбика:
8+4 9+5 7+6
12-4 14-5 13-6
12-8 14-9 13-7
В процессе повторения большое внимание уделяется самостоятельной работе, самопроверке и взаимной проверке.