МААМ-картинки

Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать«

Махмудова Татьяна Владимировна
Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать«
▼ Скачать + Заказать документы

Дети всегда нуждаются в общении, и это проявляется в их желании делиться мыслями, чувствами и знаниями. Дошкольники часто любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать интересные истории и делиться содержанием мультфильмов. Естественно, ребёнок хочет, чтобы его понимали. Однако, он не всегда может уловить логику событий, путает факты и их последовательность, и его речь часто бывает сумбурной и непонятной. Причин для этого может быть много. В наше время образная, богатая синонимами и описаниями речь у дошкольников встречается редко. В речи детей существует множество проблем:

Темочки:

- Односложная речь, состоящая из простых предложений. Неспособность грамматически правильно строить сложные предложения.

- Бедность речи и недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Слабая диалогическая речь: неспособность грамотно формулировать вопросы и строить ответы.

- Неспособность строить монолог, например, пересказывать текст своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Недостаток навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость и темп речи.

- Плохая дикция.

Поэтому взрослым необходимо научить детей связно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Пересказ литературных произведений является одним из факторов развития речи детей.

Пересказ — это изложение своими словами услышанного произведения, и он считается наиболее простым видом монологической речи. Пересказ помогает развивать речь дошкольников, учит выделять главное из услышанного и отвечать на вопросы. Это важное умение, которое показывает, насколько хорошо ребёнок может формулировать, анализировать и понимать услышанное, а также насколько развита его речь. Умение пересказывать важно для подготовки к школьному обучению, так как школьник должен уметь передавать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике.

Дети, с которыми родители занимаются пересказом произведений различных жанров, лучше умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя главное, и отвечать на вопросы. Они запоминают образные слова и совершенствуют своё умение говорить на родном языке. Благодаря такому развитию, эти дети становятся творческими личностями, которые используют в своих рассказах жизненный опыт.

Пересказ текста — это творческий процесс, но при этом важно передавать замысел сюжета без изменений, сохраняя стиль текста. В пересказе нельзя использовать слова и выражения, не присущие жанру оригинала. Перед началом пересказа нужно хорошо обдумать характер произведения и провести его детальный анализ.

Требования к литературному тексту для пересказа :

Для пересказа выбирают доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, с яркими персонажами и понятными мотивами их поступков. Сюжеты должны иметь чёткую композицию и последовательность действий. Изложение должно быть динамичным, лаконичным и образным. Произведения нужно подбирать так, чтобы ребёнок мог не только пересказать их, но и выразить своё мнение и понимание, что полезно для его развития.

Целесообразно использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки могут быть короткими и длинными, каждая со своими особенностями и воспитательным воздействием. Выбирают произведения, написанные образцовым языком, без сложных грамматических форм. Необходимо учитывать объём текста и его занимательность. Для пересказа можно использовать народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого, Е. Пермяка, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Д. Ушинского и другие.

Стихотворения не подходят для пересказа, так как это нарушает единство формы и содержания.

Пересказ сказки :

Главное правило для пересказа народной сказки — неторопливость в событиях. Разговорный язык можно использовать в бытовых сказках и сказках о животных. Преимущество пересказа сказок в том, что они часто строятся на диалоге и прямой речи героев, что помогает ребёнку раскрыть и передать смысл сказки и характеры её героев. В волшебных сказках не обойтись без таинственности и романтизма. Обратите внимание детей на "сказочные" слова в начале сказок, такие как "жили-были". Логичным завершением сказки является заключение, которое возвращает слушателя к обычной жизни.

Пересказ литературных произведений:

Пересказ различных литературных произведений оказывает огромное влияние на развитие речи дошкольников. Это помогает ребёнку хорошо владеть родным языком, запоминать слова и развивать воображение. Рассказы позволяют ребёнку проявить свой опыт. Дошкольники хорошо пересказывают произведения, если они вызывают у них сильные переживания и становятся близкими, даже если содержание не относится к их опыту. Поэтому для пересказа лучше выбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями или такие, которые активизируют их воображение и влияют на чувства. Работа воображения должна опираться на имеющиеся у детей представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если между его частями прослеживается логическая связь, и излишние подробности не мешают понять основное.

Примерный перечень произведений для пересказа :

- В. Сутеев: "Три котёнка", "Кто сказал мяу", "Цыплёнок и утёнок", "Капризная кошка", "Кораблик", "Под грибом", "Разные колёса".

- В. Бианки: "Лес и мышонок", "Купание медвежат", "Чёрная лисица", "Непонятный зверь", "Слепой бельчонок".

- Е. Чарушин: "Волчишка", "Медведь", "Заяц", "Курочка".

- М. Пришвин: "Золотой луг", "Беличья память", "Дятел", "Лисичкин хлеб".

- И. Соколов-Микитов: "В берлоге", "Улетают журавли", "Белки".

- Н. Сладков: "Отчаянный заяц", "Как медведь сам себя напугал", "Птицы весну принесли", "Как медведя переворачивали".

- К. Д. Ушинский: "Бишка", "Спор животных", "Не ладно скроен, да ладно сшит", "Лекарство", "Сила не право".

- Л. Н. Толстой: "Белка и волк", "Ворона и рак", "Муравей и голубка", "Галка и кувшин", "Страшный зверь", "Три медведя", "Лев и собака", "Пожарные собаки", "Булька".

- К. И. Чуковский: "Цыплёнок", "Путаница".

- Русские народные сказки: "Маша и медведь", "Заюшкина избушка", "Петушок и бобовое зёрнышко", "Мужик и медведь", "Коза и волк", "Лисица и кувшин", "Лиса и журавль".

Факторы, облегчающие процесс овладения пересказом :

Подбор текста для пересказа — это только начало. Чтобы ребёнок хорошо понял произведение и смог его пересказать, родители должны выразительно прочитать текст. После прочтения следует обсудить с ребёнком его смысл, главные мысли и содержание. В беседе важны вопросы родителя, и она должна быть интересной ребёнку, чтобы не ослабить интерес к пересказу.

Другим фактором является наглядность. Дети любят рассматривать иллюстрации к произведениям, которые помогают ярче представить героев и последовательность событий.

Следующий фактор — создание наглядного плана, так называемой мнемотаблицы. Это графическое изображение персонажей и действий, выделяющее главные смысловые звенья сюжета. Главное — передать условно-наглядную схему, чтобы она была понятна детям. Договоритесь с ребёнком, что будет обозначать каждый символ. Эти схемы служат зрительным планом для создания монологов и помогают детям выстраивать последовательность рассказа.

Обучая детей пересказу с опорой на мнемотаблицы, мы готовим их к школьному обучению. Ребёнок учится составлять план своего ответа, развивает самоконтроль и саморегуляцию, следя за тем, что он уже рассказал и что ему ещё предстоит рассказать.

Уважаемые родители! Не забывайте, что главным условием общения и занятий с детьми является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя увереннее, ощущая ваш интерес и поддержку. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала станет стимулом для его дальнейших занятий. Вы обязательно заметите улучшение связной речи вашего ребёнка при условии систематических занятий.

Публикации по теме:

«Учим детей играть». Консультация для родителей«Учим детей играть». Консультация для родителей Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить, когда вырастут. Роль игры в становлении и развитии.

Консультация для родителей и воспитателей «Учим стихотворение с ребёнком» Вот снова праздник. И снова стоит проблема выучить с ребёнком стихотворение. Проблема встала потому, что это никак не удаётся или удаётся.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно держать ложку и карандаш» Современный ритм жизни не всегда позволяет уделить достаточно внимания обучению ребенка тому, как правильно держать ложку и карандаш. И.

Консультация для родителей «Учим малышей двигаться под музыку»Консультация для родителей «Учим малышей двигаться под музыку» Почему надо учить совсем маленьких двигаться под музыку? Потому что музыкальные движения (мы не можем сказать музыкально-ритмические).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать«
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 18:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать«» (включая файлы) размещена пользователем Махмудова Татьяна Владимировна (УИ 1772648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД