Махмудова Татьяна Владимировна
Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать«
▼ Скачать + Заказать документы
Дети всегда нуждаются в общении, и это проявляется в их желании делиться мыслями, чувствами и знаниями. Дошкольники часто любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать интересные истории и делиться содержанием мультфильмов. Естественно, ребёнок хочет, чтобы его понимали. Однако, он не всегда может уловить логику событий, путает факты и их последовательность, и его речь часто бывает сумбурной и непонятной. Причин для этого может быть много. В наше время образная, богатая синонимами и описаниями речь у дошкольников встречается редко. В речи детей существует множество проблем:
- Односложная речь, состоящая из простых предложений. Неспособность грамматически правильно строить сложные предложения.
- Бедность речи и недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Слабая диалогическая речь: неспособность грамотно формулировать вопросы и строить ответы.
- Неспособность строить монолог, например, пересказывать текст своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Недостаток навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость и темп речи.
- Плохая дикция.
Поэтому взрослым необходимо научить детей связно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Пересказ литературных произведений является одним из факторов развития речи детей.
Пересказ — это изложение своими словами услышанного произведения, и он считается наиболее простым видом монологической речи. Пересказ помогает развивать речь дошкольников, учит выделять главное из услышанного и отвечать на вопросы. Это важное умение, которое показывает, насколько хорошо ребёнок может формулировать, анализировать и понимать услышанное, а также насколько развита его речь. Умение пересказывать важно для подготовки к школьному обучению, так как школьник должен уметь передавать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике.
Дети, с которыми родители занимаются пересказом произведений различных жанров, лучше умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя главное, и отвечать на вопросы. Они запоминают образные слова и совершенствуют своё умение говорить на родном языке. Благодаря такому развитию, эти дети становятся творческими личностями, которые используют в своих рассказах жизненный опыт.
Пересказ текста — это творческий процесс, но при этом важно передавать замысел сюжета без изменений, сохраняя стиль текста. В пересказе нельзя использовать слова и выражения, не присущие жанру оригинала. Перед началом пересказа нужно хорошо обдумать характер произведения и провести его детальный анализ.
Требования к литературному тексту для пересказа:
Для пересказа выбирают доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, с яркими персонажами и понятными мотивами их поступков. Сюжеты должны иметь чёткую композицию и последовательность действий. Изложение должно быть динамичным, лаконичным и образным. Произведения нужно подбирать так, чтобы ребёнок мог не только пересказать их, но и выразить своё мнение и понимание, что полезно для его развития.
Целесообразно использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки могут быть короткими и длинными, каждая со своими особенностями и воспитательным воздействием. Выбирают произведения, написанные образцовым языком, без сложных грамматических форм. Необходимо учитывать объём текста и его занимательность. Для пересказа можно использовать народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого, Е. Пермяка, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Д. Ушинского и другие.
Стихотворения не подходят для пересказа, так как это нарушает единство формы и содержания.
Пересказ сказки:
Главное правило для пересказа народной сказки — неторопливость в событиях. Разговорный язык можно использовать в бытовых сказках и сказках о животных. Преимущество пересказа сказок в том, что они часто строятся на диалоге и прямой речи героев, что помогает ребёнку раскрыть и передать смысл сказки и характеры её героев. В волшебных сказках не обойтись без таинственности и романтизма. Обратите внимание детей на "сказочные" слова в начале сказок, такие как "жили-были". Логичным завершением сказки является заключение, которое возвращает слушателя к обычной жизни.
Пересказ литературных произведений:
Пересказ различных литературных произведений оказывает огромное влияние на развитие речи дошкольников. Это помогает ребёнку хорошо владеть родным языком, запоминать слова и развивать воображение. Рассказы позволяют ребёнку проявить свой опыт. Дошкольники хорошо пересказывают произведения, если они вызывают у них сильные переживания и становятся близкими, даже если содержание не относится к их опыту. Поэтому для пересказа лучше выбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями или такие, которые активизируют их воображение и влияют на чувства. Работа воображения должна опираться на имеющиеся у детей представления и простейшие понятия.
Детям легче осмыслить рассказ, если между его частями прослеживается логическая связь, и излишние подробности не мешают понять основное.
Примерный перечень произведений для пересказа:
- В. Сутеев: "Три котёнка", "Кто сказал мяу", "Цыплёнок и утёнок", "Капризная кошка", "Кораблик", "Под грибом", "Разные колёса".
- В. Бианки: "Лес и мышонок", "Купание медвежат", "Чёрная лисица", "Непонятный зверь", "Слепой бельчонок".
- Е. Чарушин: "Волчишка", "Медведь", "Заяц", "Курочка".
- М. Пришвин: "Золотой луг", "Беличья память", "Дятел", "Лисичкин хлеб".
- И. Соколов-Микитов: "В берлоге", "Улетают журавли", "Белки".
- Н. Сладков: "Отчаянный заяц", "Как медведь сам себя напугал", "Птицы весну принесли", "Как медведя переворачивали".
- К. Д. Ушинский: "Бишка", "Спор животных", "Не ладно скроен, да ладно сшит", "Лекарство", "Сила не право".
- Л. Н. Толстой: "Белка и волк", "Ворона и рак", "Муравей и голубка", "Галка и кувшин", "Страшный зверь", "Три медведя", "Лев и собака", "Пожарные собаки", "Булька".
- К. И. Чуковский: "Цыплёнок", "Путаница".
- Русские народные сказки: "Маша и медведь", "Заюшкина избушка", "Петушок и бобовое зёрнышко", "Мужик и медведь", "Коза и волк", "Лисица и кувшин", "Лиса и журавль".
Факторы, облегчающие процесс овладения пересказом:
Подбор текста для пересказа — это только начало. Чтобы ребёнок хорошо понял произведение и смог его пересказать, родители должны выразительно прочитать текст. После прочтения следует обсудить с ребёнком его смысл, главные мысли и содержание. В беседе важны вопросы родителя, и она должна быть интересной ребёнку, чтобы не ослабить интерес к пересказу.
Другим фактором является наглядность. Дети любят рассматривать иллюстрации к произведениям, которые помогают ярче представить героев и последовательность событий.
Следующий фактор — создание наглядного плана, так называемой мнемотаблицы. Это графическое изображение персонажей и действий, выделяющее главные смысловые звенья сюжета. Главное — передать условно-наглядную схему, чтобы она была понятна детям. Договоритесь с ребёнком, что будет обозначать каждый символ. Эти схемы служат зрительным планом для создания монологов и помогают детям выстраивать последовательность рассказа.
Обучая детей пересказу с опорой на мнемотаблицы, мы готовим их к школьному обучению. Ребёнок учится составлять план своего ответа, развивает самоконтроль и саморегуляцию, следя за тем, что он уже рассказал и что ему ещё предстоит рассказать.
Уважаемые родители! Не забывайте, что главным условием общения и занятий с детьми является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя увереннее, ощущая ваш интерес и поддержку. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала станет стимулом для его дальнейших занятий. Вы обязательно заметите улучшение связной речи вашего ребёнка при условии систематических занятий.